Кафедра психологии

Институционализации кафедры психологии как полноправного учебно-научного подразделения Военного университета (в современном его наименовании) предшествовал длительный период становления и развития политических, социальных, научно-методических и организационных условий и предпосылок. История кафедры психологии, выполняющей в течение последних десятилетий роль своеобразного центра становления военно-психологической науки, совпадает с общим событийным фоном развития психологии в нашей стране.

Интерес к военно-психологическим знаниям как компоненту педагогической и управленческой культуры военного руководителя возник с первых лет организации подготовки кадров политработников для Красной Армии. Разработка военно-психологической проблематики в рамках вуза начинается с создания Учительского института Красной Армии 5 ноября 1919 г., который в 1925 г. был преобразован в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Первоначально отдельные Военно-психологические вопросы рассматривались в рамках таких учебных дисциплин, как «Политическая работа», «Марксизм», «Анатомия», «Физиология», «Биология» и «Педагогическая психология».

В 20-е гг. ХХ в. в академии проводится психологическое и социально-психологическое изучение (устные и письменные опросы) личного состава как объекта воспитательной работы выпускников академии.

В 1925 г. выходит книга преподавателя института и одновременно начальника петроградской командной школы П. Изместьева «Очерки по военной психологии». В это время активно боролся за введение курса военной психологии в систему подготовки слушателей академии Н. Будовский. В 1926 г. утверждается в звании профессора Военно-политической академии А.Е. Снесарев, который внес в научный фонд вуза идеи этнопсихологии, психологии боя, психологии боевого управления и тактической подготовки. Преподаватели академии активно увлекаются идеями рефлексологии, реактологии, психотехники, психофизиологии.

В 1929 г. публикуется работа А.А. Таланкина «Военная психология и вопросы военно-политического воспитания в РККА», положения которой обсуждались на библиографических вечерах преподавателей и слушателей академии. Автор предложил ликвидировать военную психологию как буржуазную науку и взамен ее создать новую науку о поведении бойца как часть общей психологии. Критический анализ этой работы дал преподаватель академии В. Рубцов в статье «Марксистская психология и пути ее использования в боевой подготовке в Красной Армии».

В 1933 г. в академии создается педагогический факультет, что способствовало распространению психолого-педагогических знаний среди преподавателей и слушателей.

Однако вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» по существу положило начало свертыванию на долгие годы военно-психологических исследований и психологической практики в стране.

Во время Великой Отечественной войны психологические проблемы поднимаются преподавателями военно-педагогического факультета, который в 1940 г. преобразован в самостоятельный Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина, готовивший военных педагогов и пропагандистов (он дислоцировался в 1940 г. – в Калинине, в 1941 г. – в Ташкенте, в 1945 г. – в Ленинграде).

В послевоенный период военная психология развивалась преимущественно в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина на кафедре педагогики и психологии (руководитель А.Г. Базанов, затем Т.С. Колосов), в Военном педагогическом институте Советской Армии на кафедре общей и военной психологии (руководитель Т.Г. Егоров), в Военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина на кафедре педагогики и психологии (руководитель В.С. Ярин). В работе этих коллективов принимали активное участие Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев и другие выдающиеся отечественные психологи. Кафедры работали в тесной связи с учеными-психологами и преподавателями военной психологии других военно-учебных заведений, осуществляли подготовку военных психологов через адъюнктуру.

В 1950 г. была проведена первая научная конференция по военной психологии, в которой приняли участие преподаватели военной педагогики и психологии сухопутных и военно-морских военно-учебных заведений, а также специалисты авиационной медицины. Значительное число участников этой конференции составляли участники Великой Отечественной войны, поэтому все вопросы на ней рассматривались с точки зрения возможностей военной психологии по оптимизации подготовки военнослужащих к боевым действиям. С основным докладом выступил Г.Д. Луков. Конференция признала необходимым ввести в систему подготовки офицерских кадров курс военной психологии и утвердила общую структуру такого курса. Участники конференции указали на целесообразность создания единого научно-исследовательского центра по военной психологии и организации периодического печатного органа – военно-педагогического сборника. Однако вместо практической реализации этой эвристической программы в начале 1950-х гг. был взят курс на сворачивание военной психологи. Было прекращено преподавание военной психологии в большинстве военно-учебных заведений.

В 1953 г. Военно-педагогический институт Советской Армии был расформирован, а Военный институт физической культуры и спорта им. В.И. Ленина преобразован в военный факультет Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Через четыре года был расформирован и Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина и вместо него в Военно-политической академии им. Ленина создан военно-педагогический факультет. Эти и некоторые другие мероприятия привели к сокращению числа психологов-профессионалов в Советской Армии.

С 1957 г. в Военно-политической академии возобновилось преподавание военной психологии Г.Д. Луковым, Н.Ф. Феденко и М.И. Дьяченко на кафедре партийно-политической работы, а с июля 1959 г. – на вновь созданной кафедре военной педагогики и психологии (начальник кафедры А.В. Барабанщиков). Несколько позже здесь вводится курс «Психология высшей военной школы».

В 1960 г. на кафедре началась подготовка диссертаций по военной психологии. В 1964 г. были разработаны первые докторские диссертации (М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, М.П. Коробейников).

В 60-70-е гг. ХХ в. увеличивается число лиц, занимающихся разработкой проблем военной психологии. Научно-педагогический состав кафедры военной педагогики и психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина целенаправленно разрабатывал общетеоретические и учебно-методические вопросы военной психологии, обусловленные потребностями войсковой практики, воспитания и руководства военнослужащими и воинскими коллективами в мирное и военное время.

В последующий период получают развитие целые отрасли военно-психологической науки: авиационная, военно-морская психология, психология Сухопутных войск, войск ПВО, РВСН, военная профессиология, конфликтология, военная психотерапия, психология военного управления, психология высшей военной школы и др. Одновременно идет глубокая разработка отдельных военно-психологических проблем: психологии боевой деятельности и риска, боевой и психологической подготовки, психологических качеств воинов стран вероятного противника, несения боевого дежурства и дальних морских походов, психологического обеспечения боевых действий войск в крупномасштабных и локальных военных конфликтах, психологической реабилитации участников боевых действий, профессиографического описания военных профессий и профессионализации военного специалиста, развития профессионального самосознания, подготовки и развития управленческих качеств военных руководителей, формирования личности воина, сплочения воинских коллективов и обеспечения их социально-психологической устойчивости, предупреждения неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, применения специальных психотехнологий (социально-психологического, психофизического тренингов, методов психотерапии, психической саморегуляции) для расширения психических возможностей военнослужащего и поддержания его психического здоровья, диагностики и коррекции взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, психосексуальных трудностей военнослужащих и членов их семей, путей и способов профилактики позитивного разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, предупреждения самоубийств и неактуальной агрессивности военнослужащих, психологического обеспечения учебного процесса, становления и повседневной деятельности военного психолога и др.

С 1960 г. по январь 1964 г. под руководством М.И. Дьяченко на кафедре начала работать лаборатория по разработке военно-педагогических и психологических проблем для Вооруженных Сил. За время своего функционирования лаборатория опубликовала несколько монографий, брошюр и статей. В 1964 г. она выделилась в самостоятельную группу научных сотрудников. Ее возглавляли в дальнейшем М.П. Коробейников, А.И. Китов, Б.Ц. Бадмаев. В конце 1977 г. она вошла в состав созданного в Институте военной истории МО СССР управления социально-политических и психологических исследований.

Для подготовки преподавателей военной педагогики и психологии военно-учебных заведений при Военно-политической академии им. В.И. Ленина были организованы специальные курсы. Начиная с 1963 г. преподаватели военной педагогики и психологии готовятся на военно-педагогическом факультете и через адъюнктуру. С 1968 г. при академии функционировали курсы повышения квалификации преподавателей военной педагогики и психологии, а с 1983 г. – курсы военных психологов. С 1981 г. начинается подготовка психологов-исследователей.

Начиная с 1980-х гг., более или менее регулярно проводились конференции преподавателей военной психологии, активными организаторами и участниками которых являлись преподаватели кафедры социальной и военной психологии Военно-политической академии им. В.И. Ленина.

В октябре 1996 г. в Военном университете состоялась межвузовская научно-практическая конференция преподавателей психологии и педагогики вузов МО РФ «Место и роль психологии и педагогики в совершенствовании профессионализма офицерских кадров».

В апреле 1998 г. кафедра выступила в роли организатора первой межгосударственной научно-практической конференции по проблемам психологической работы в вооруженных силах государств-участников СНГ по теме «Психологическая работа в вооруженных силах государств-участников СНГ. Опыт, проблемы и пути их решения».

С 2000 по 2009 г. состоялись региональные и межвузовские конференции, посвященные проблемам информационно-психологического противоборства, организации психологической службы в ВС РФ, психологии войны и боя, психологии семьи, психологической реабилитации участников боевых действий, психологии девиантного поведения военнослужащих. Материалы конференций опубликованы в Военном университете, в периодической печати.

В 2002 г. в рамках Всероссийской психологической конференции «Психология и ее приложения» впервые работала военная творческая лаборатория, а на третьем и четвертом съездах психологов России (2003 г. – Санкт-Петербург и 2007 г. – Ростов-на-Дону) – самостоятельные секции военной психологии (руководитель – А.Г. Караяни).

В 1996 г. осуществляется переход на подготовку военных психологов для воинских частей на основе Государственных стандартов высшего профессионального образования, а в 1999 г. состоялся первый выпуск психологов, получивших дипломы общегосударственного образца.

В 1984 г. в результате раздела кафедры военной педагогики и психологии была образована кафедра социальной и военной психологии. Ее возглавил доктор философских наук, профессор полковник В.Н. Ковалев. Заместителем начальника кафедры стал доктор психологических наук, профессор полковник Н.Ф. Феденко, а нештатным заместителем по научной работе – доктор психологических наук, профессор Л.Ф. Железняк.

В последующие годы кафедру возглавляли начальники кафедры: доктор психологических наук, профессор генерал-майор С.И. Съедин (1986-1994), доктор психологических наук, профессор генерал-майор П.А. Корчемный (1994-1998), доктор психологических наук, профессор А.Г. Караяни (с декабря 1998 г.).

Заместителями начальника кафедры являлись: доктор психологических наук, профессор полковник Н.Ф. Феденко (по 1988 г.), доктор психологических наук, профессор полковник Э.П. Утлик (1988-1992), доктор психологических наук, профессор полковник А.Я. Анцупов (1992-1994), кандидат психологических наук, профессор Л.Н. Кузнецов (1994-1998). В 1998 г. на кафедре введено две должности заместителя начальника кафедры. Их заняли кандидат психологических наук полковник И.В. Сыромятников (с сентября 1998 г.) и кандидат психологических наук подполковник А.Н. Харитонов (1998-1999), полковник Жиляев А.Н. (с 1999 г.).

Заместителями начальника кафедры по научной работе были: доктор психологических наук, профессор Л.Ф. Железняк (по 1988 г), кандидат психологических наук, профессор Ю.Г. Сулимов (1988-1993), кандидат психологических наук, доцент В.М. Крук (1993-1998).

В 1992 г. в связи с выделением из состава кафедры группы преподавателей, образовавших кафедру социологии, кафедра социальной и военной психологии переименована в кафедру психологии. В соответствии с заказом различных структур МО РФ, ГШ ВС в Военном университете силами кафедры психологии осуществляется подготовка специалистов по направлению «Психология» для замещения должностей психологов воинских частей и заместителей командиров рот по воспитательной работе. Из числа выпускников-психологов отбираются специалисты в органы профессионального психологического отбора военных вузов. Ежегодный выпуск специалистов составляет до 100 чел.

Кафедра осуществляет переподготовку и повышение квалификации психологов воинских частей (около 120 чел. в год) и преподавателей психологии (около 10 чел. в год). Кроме этого, профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в преподавании психологических дисциплин еще на трех факультетах Военного университета.

В основу подготовки всех специалистов положен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Слушатели и курсанты изучают весь комплекс учебных дисциплин, позволяющий получить современное, качественное психологическое образование. В этот комплекс входят 40 учебных дисциплин и 3 спецкурса. Среди них 10 дисциплин специализации: военная психология; военная конфликтология; военная профессиология; психологическая подготовка; психологическая работа в части в мирное время; психологическая работа в части в ходе боевой деятельности; психологические основы боевой подготовки; профилактика неуставных взаимоотношений; психология военного управления; психологическая реабилитация военнослужащих. Общий объем специализированной подготовки составляет около 30 % учебного времени.

Кафедра психологии – это многопрофильное учебно-научное подразделение университета. Внутри кафедры функционируют 8 предметно-методических комиссий. Около 76% преподавателей имеют ученые степени, каждый второй – ученое звание. На кафедре трудятся 12 докторов наук, 10 профессоров, 30 кандидатов наук, 15 доцентов, 2 заслуженных деятеля науки России, 12 заслуженных работников высшей школы, 1 лауреат премии Правительства России в области образования.

Стремясь обеспечить полноценное преподавание ряда учебных дисциплин, по которым на кафедре нет высококвалифицированных специалистов (психогенетика, психофизиология, анатомия ЦНС и др.), руководство кафедры активно привлекает специалистов из гражданских учебных заведений, медицинских учреждений, НИИ.

Члены кафедры ведут большую работу по совершенствованию учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, активно взаимодействуют с ведущими психологическими центрами России, военными психологами ряда зарубежных стран. За прошедшие годы в гостях в университете побывали военные психологи из ЮАР, США. Сотрудники кафедры проходили стажировку, участвовали в научных конференциях, наносили визиты вежливости в США, Великобританию. В конце ХХ в. – начале ХХI в. активными темпами налаживается сотрудничество с психологами Армении, Белоруссии, Украины, Киргизии. Кафедра участвует в подготовке специалистов для вооруженных сил Мозамбика, Монголии, Эфиопии, Армении, Казахстана, Киргизии. Преподаватели кафедры приглашались на работу во Вьетнам, на Кубу, в ГДР, НРБ, ПНР, ЧССР, Сирию, Афганистан, Китай; проводили исследования в ходе боевых действий в Афганистане, Чеченской республике, на крупных воинских учениях, при ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, землетрясениях в Армении, в зонах межэтнических конфликтов.

Преподаватели кафедры участвуют в работе многих диссертационных советов, экспертных советов ВАК, Совета по психологии УМО вузов России и других органов.

С 2004 г. кафедра представляет военных психологов страны в Российском и Московском психологических обществах.

6 комментариев к публикации “Кафедра психологии

  1. Предлагаю провести практическое занятие с будущими психологами подразделений и частей по теме современного моделирования совместной деятельности на базе кибернометра проф. Обозова Николая Николаевича (прототипе гомеостата Р.Ламберта), ныне ректора негосударственной Академии психологии, предпринимательства и менеджмента (СПб). В удобное для кафедры время. Мои занятия в МГУ по кафедре социологии запланированы каждый понедельник этого весеннего семестра. Старший преподаватель каф.уголовно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского университета Карнавский Владимир Николаевич, полковник в отставке, бывший начальник связи Армейского (общевойскового)корпуса, практический психолог высшей категории. Основную статью по использованию кибернометра в системе психологического сопровождения можете найти в интернете по ключевому слову “Кибернометр”. С уважением. Полковник Карнавский В.Н., академик Академии психологии, предпринимательства и менеджмента (СПб).

  2. Дополнительно к предыдущему комментарию. Примеры работы на кибернометре в виде фото вышлю на соответствующий контактный адрес электронной почты кафедры. При положительном решении сообщите адрес и проезд на кафедру. Карнавский В.Н.

  3. можно ли узнать контактную информацию университета,что бы узнать все о поступлении

  4. хотелось бы узнать стоимость контракта на кафедре военной психологии, и как можно перевестись?

  5. ЗДРАВСТВУЙТЕ!МОЯ ДОЧЬ УЧИТЬСЯ ПОСЛЕДНИЙ ГОД В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ВДВ.ХОТИМ ПОСТУПАТЬ В ВАШЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ НА ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ!НАС ИНТЕРЕСУЕТ ГДЕ В КАКОМ ГОРОДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ И ЕСТЬ ЛИ У ВАС ФИЛИАЛЫ В ДРУГИХ ГОРОДАХ?ЕСТЬ ЛИ У ВАС БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА?И ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ?И КАКИЕ?СКОЛЬКО СТОИТ ОБУЧЕНИЕ У ВАС?КАКИЕ ЕСТЬ У ВАС КУРСЫ?ОЧНЫЕ ЗАОЧНЫЕ?ЖДУ ОТ ВАС ОТВЕТА?

    1. Вы обращаетесь не по адресу. Это сайт музея Военно-политической академии имени Ленина, а не сам Военный университет.
      Военный университет образовался в результате слияния нескольких военных вузов, включая ВПА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *