Востоков Евгений Иванович

34693_or

Евгений Иванович Востоков родился в Москве в 1913 году.
В тридцатом окончил среднюю художественную школу, затем студию при Академии художеств. А спустя три года – Ленинградский университет, искусствоведческое отделение исторического факультета.
Художественные способности Востокова и приобретённые в юности навыки в области живописи и рисунка позволили ему более тонко, правильно и точно анализировать сложные теоретические искусствоведческие проблемы.
Как художник, он начал участвовать в выставках уже в 1933 году,  а уже в 1938 году в Ленинграде состоялась его первая персональная выставка. Уже тогда определилось его тяготение к пейзажу и натюрморту, как и приверженность русскому реалистическому искусству.
Член Союза художников СССР. Боевой генерал, неоднократно раненый, прошедший многотрудные дороги Великой Отечественной войны начиная с политрука стрелковой роты на Брянском фронте и завершая её в звании майора вместе с войсками Первого Украинского фронта в 1945 г. в Берлине. В послевоенный период руководил Домом офицера советских войск в Вене и знаменитым Центральным музеем Вооруженных сил. Более 22-х лет руководил Отделом культуры Главного Политического Управления Советской армии и Военно-морского флота. Участник региональных и московских выставок, его произведения экспонировались почти в 40 музеях страны и неоднократно представлялись на выставках во Франции, Японии, Корее, Германии, Чехии.
Его перу принадлежат монография о военных художниках Студии им. М.Б.Грекова, учебники по истории изобразительного искусства и его значении в воспитательном творчестве военного педагога, а также десятки публикаций по проблемам искусства в периодической печати.
Евгений Иванович был на фронте с первого до последнего дня. Прошёл ратный путь армейского политработника, комиссара.  После окончания войны он остался в рядах армии, сохраняя при этом верность искусству. Профессиональный художник и военный человек. В этом кажущемся противоречии – глубокий смысл  гуманистического начала его творчества.
Профессор кафедры культуры и искусства Военно-политической академии имени Ленина, историк и педагог, автор ряда книг и публикаций по вопросам изобразительного искусства, Евгений Иванович сумел привить любовь к живописи нескольким поколениям слушателей академии. Организованные им выставки живописных работ слушателей, ставшие традиционными,  всегда проходили на высочайшем профессиональном  уровне.
Любимая тема Востокова – природа. В ней он видел непреходящую красоту и выражение своих патриотических чувств. Он говорил – Для меня пейзаж – символ Родины. Он понятен и, я убежден, любим всеми. Помните, как прекрасно сказал Тютчев:
“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
– В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”
В самые тяжелые времена природа остается для человека вечным источником оптимизма. В ней, как в зеркале, отражается душа народа. Для пейзажиста важно не просто фотографично передать “красивость” какого-нибудь уголка природы, а понять, прочувствовать и отразить на полотне ее обаяние, трепетность, лиризм.
Привлекательны и  морские пейзажи Евгения Ивановича, в которых чувствуется романтическая влюблённость в море.
Его сын, Востоков Игорь Евгеньевич, подполковник запаса, заслуженный мастер спорта России, Почётный Президент Туристско-спортивного Союза России, создатель знаменитого приюта для туристов в Святогорове, издал книгу-альбом работ Евгения Ивановича «Искусство и путешествия», который посвятил своим родителям.
Книга рассказывает о творчестве его отца, представлены живописные работы, некоторые рассказы о знаменитых людях прошедшего века и статьи о взаимосвязи живописи и путешествий. В статьях приводятся описания наиболее знаковых уникальных зон России.
Он  написал об отце: «По моим данным, отцом было написано более трёх тысяч работ. Многие были подарены друзьям и знакомым, часть проданы, и лишь небольшое количество работ осталось в моей коллекции. Учитывая, что  отец и я были тесно связаны с миром путешествий, картины представлены по соответствующим рубрикам, отражающим различные природные и исторические зоны России и Европы. Когда-то я прочёл небольшую книжицу-исследование об особенностях потока эстетической информации, аккумулированных в живописных полотнах художников и влиянии его на человека. Отец часто говорил мне, что вот эта картина «греет» и написана с душой, а эта нет. По прошествии лет я убедился в этом на себе. Многие из его картин на самом деле влияют положительно на человека, от них веет русскостью, они заставляют нас думать и восстанавливать в памяти образы давно минувших дней, будь то суровый север Арктики, Подмосковье или тепло и синева Чёрного моря.
Ряд картин созданы по моим экспедиционным зарисовкам и фотографическим работам. При этом я столкнулся с удивительным явлением – даром художника вторично обобщать увиденное и глубоко отражать саму суть и неповторимость природных форм жизни. И что поразительно, в дальнейшем получившийся образ становился визитной карточкой района путешествий, более яркой, чем те многочисленные фотографии отснятые там. Умение воспроизвести некий обобщающий образ природы, пропуская его через свою душу и окрашивая его своими эмоциями – великое таинство художника.
Картины отца несут в себе национальную окраску, в основе которой лежат любовь к своей Родине, задушевность и лиризм изображаемой на холсте уникальной природы бескрайних русских просторов.
А если это другие страны, то этот мир видится глазами человека, подметившего редкие романтические уголки иной цивилизации.
Странная и удивительная русская душа – её пытаются покорить, испепелить войной, а она выживает, не смотря ни на что, тянется к светлому, доброму и проникновенному пейзажу Родины. Художник как бы говорит всем, что мы, русские, тоньше и светлее, чем вы думаете, мы не враждебны вам, мы хотим этот прекрасный мир, который мы видим так подарить всем. И у нас в сердце постоянно остаётся ещё надежда на создание новой, более гуманной, справедливой и многоцветной цивилизации. И пейзаж отца – это тот язык, то послание и те эмоции, которые могут и должны быть восприняты сегодня. Всмотритесь в полотна и возьмите всё лучшее, что затронет вашу душу».
razumniy-small
Вот что написал о Евгении Ивановиче Востокове Владимир Александрович Разумный (15.10.1924 – 19.01.2011) – философ, публицист, педагог, критик. Доктор философских наук (с 1964 г.), профессор (с 1968 г.). Действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной академии информатизации, Академии профессионального образования и Международной педагогической академии. Член Союза театральных деятелей Российской федерации – с 1954 г., Союза кинематографистов России – с 1964 г., член Российского философского общества.
Евгений Иванович Востоков
ПАЛИТРА ВЕТЕРАНА
Словно взбаламученное море, медленно успокаивается наша неустроенная жизнь и все явственнее проступают приметы неодолимого духовного возрождения России, остановить которое не под силу самым коварным и многоопытным ее традиционным недоброжелателям. На смену потоку писателей, художников, ученых, по поразительному неведению исторического опыта уповавших найти вне пределов Родины и свободу творчества и благополучное существование, в действительности невольно выполнивших еще раз вполне благородную миссию ретрансляции русской национальной художественной культуры – музыки, балета, поэзии, изобразительного искусства неодолимо нарастает могучий вал молодых отечественных талантов. Они уже сказали новое слово в профессиональном искусстве, начинают все громче заявлять о себе и в искусстве любительском. Масштабное расширение социальной функции последнего стало возможным отнюдь не благодаря государственной поддержке, которой оно было практически лишено в последний позорный период отечественной истории. Вопреки всем материальным невзгодам порою на одном неодолимом энтузиазме возникают и набирают творческие силы новые нетрадиционные музеи, библиотеки и клубы. Да, те самые клубы, которым новоявленные либералы, а точнее – геростраты предрекали неумолимую гибель, более того, делали все возможное и невозможное для того, чтобы подорвать их экономическую и кадровую базу. Именно они сегодня приобретают второе дыхание как форпосты России будущего.
Думаю, что скоро наступит время масштабного теоретического осмысления глубинных причин подобного социокультурного феномена. Но пока лишь с абсолютной уверенностью могу сказать, что одна из них – духовный задел, созданный в предшествующие десятилетия. И нам пора благодарно поклониться тем, кто умножал его в тяжелейших условиях, в то числе и в годину великих испытаний Отечественной войны. Пусть не покажется странным то, что рассказы о встречах с замечательными ” культработниками “, как их порою именуют столичные снобы, а в действительности – с рыцарями русской духовности я начну с генерала, который более двадцати двух лет руководил Отделом Культуры Главного Политического Управления Советской армии и Военно – морского флота – Евгения Ивановича Востокова.
В нашей армии существовала преотлично отлаженная культурно – воспитательная деятельность, центрами которой всегда были армейские клубы. В них в буквальном смысле слова кипело любительское творчество военных и их семей, давались концерты и спектакли отличных профессиональных коллективов и солистов, функционировали лектории по самой разнообразной тематике. Горжусь, что более трех десятилетий выступал в этих лекториях, которые базировались не только в залах специализированных клубных учреждений, но и на базах подводных лодок, на аэродромах и ракетных точках, в танковых частях и в кубриках идущих в дальние походы крейсеров. Горжусь и нагрудным знаком ” На память от Вооруженных Сил СССР “, врученным мне по Приказу Министра обороны в 1968 году.
Как правило, по завершению очередной поездки в войска и на флот сдавал отчет – необходимый по казенной традиции в Центральный Дом Советской Армии, с методистами которого меня связывала многолетняя дружба. Но однажды мне сообщили, что для отчета следует явиться в Отдел культуры Главного политического управления для беседы. Не скрою – предполагал официальный и возможно – не очень приятный для меня разговор, о предмете которого мог только догадываться. Но все пошло совершенно по иному сценарию, ибо моим собеседником оказался Евгений Иванович Востоков, сразу же поразивший меня и эрудицией, и подлинным профессионализмом эстетических оценок, и неискоренимой верой в общественную значимость культурно – просветительной деятельности, теперь стыдливо именуемой ” досуговой “. Как он умудрился в ту пору ни словом не обмолвиться о заурядном доносе какого-то слушателя ( о котором, конечно, меня заранее намеком предупредили друзья – методисты ) – не понимаю до сих пор. Не понимаю – и восхищаюсь.
Суждения же его по многим проблемам социального развития страны, в том числе и армии были не менее резкими, чем мои. По крайней мере, в них не было ни грана унылой политической ортодоксии, всегда граничащей с демагогией Так получилось, что мы сразу же перешли к обсуждению возможных вариантов изменения тематики и форм лекционной работы в аудиториях воинских клубов.
Затем, во время личной встречи, состоявшейся на квартире Евгения Ивановича, он раскрылся передо мной не только как боевой генерал, неоднократно раненый, прошедший многотрудные дороги Великой Отечественной войны начиная с политрука стрелковой роты на Брянском фронте и завершая ее в звании майора вместе с войсками Первого Украинского фронта в 1945 году в Берлине, но и как руководитель в послевоенный период Домом офицера советских войск в Вене и знаменитого Центрального музея Вооруженных сил. Но подлинным откровением оказалось знакомство с живописными работами Евгения Ивановича Востокова. Для меня, выросшего в художественной среде и посвятившего всю жизнь эстетике, он сразу же предстал как подлинный профессионал с оригинальным видением мира, с обостренным чувством красоты родной природы, способный постичь прекрасное в разных его ипостасях – и в Чортовом мосте в Швейцарии, и в памятнике Моцарту на его могиле в Вене, и прежде всего – в многообразных по тематике пейзажах негромкой по красоте родной ему России. После этой второй встречи мне уже не приходилось удивляться тому, что произведения Е. И. Востокова, ученика таких профессоров живописи, как И. Бродский и С. Зайденберг экспонируются почти в сорока музеях страны, что его полотна неоднократно представлялись на выставках во Франции, в Японии, Корее, Германии, Чехии, что он – член Союза Художников и непременный участник межрегиональных и московских выставок работ маститых коллег по искусству.
Масштабность человека – не только в глубине и совершенстве его профессионализма, но и в органичной для истинного таланта многогранности. Вот почему я далее не удивлялся, когда многократно встречался с Е. И. Востоковым на научных конференциях и симпозиумах, на защитах диссертаций, когда слышал восторженные отзывы учеников об его педагогическом даре, о том повсеместном интересе, который вызывали его лекции перед студентами и слушателями разных учебных заведений, его систематические беседы с ними в домашней, непринужденной обстановке квартиры – мастерской. И удивлялся и удивляюсь поныне, как он умудрялся выкраивать время для научной работы над монографиями и учебниками, требующей полной концентрации душевных сил и мудрой сосредоточенности. А ведь его перу принадлежат такие серьезные труды, как монография о военных художниках Студии им. М. Б. Грекова, равно как и учебники по истории изобразительного искусства и его значении в воспитательном творчестве военного педагога, а также десятки и десятки публикаций по проблемам искусства в периодической печати.
Общаясь при его жизни с ним по телефону едва ли не еженедельно, получал мгновенно любую справку по любому из вопросов, еще и еще раз убеждаясь, что судьба свела меня с энциклопедически – образованным человеком, одаренным в разнообразнейших сферах художественной культуры и конечно же – с классиком культурно-просветительной клубной и музейной деятельности, у которого успели почерпнуть для себя представители молодой поросли русской духовности. Кстати, как он сам сумел это сделать в первые годы профессионального становления, в ту пору, когда Н. К. Крупская в беседе с ним подчеркнула, что клуб – не здание, но лучшая форма человеческого общения, когда он жадно впитывал идеи А. В. Луначарского и парадоксальные мысли Бернарда Шоу, с которыми ему также посчастливилось встречаться.
Не верю, что он ушел навсегда, не верю, что вновь не зазвучит его голос русского просветителя. Не верю, ибо дух живет совсем по иным законам, чем наше бренное тело.
http://www.razumny.ru/vostokov

avtory

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ