7 декабря 1991 г. на основании распоряжения Президента РСФСР и в связи с упразднением в Вооруженных Силах военно-политических органов и политического аппарата частей и подразделений Военно-политическая академия имени В.И. Ленина была переименована в Гуманитарную академию Вооруженных Сил РФ, начальниками которой были генерал-полковники А.Н. Колиниченко (декабрь 1991–сентябрь 1992 г.) и Б.А. Омеличев (сентябрь 1992–1994 г.).
В новых условиях основная задача академии состояла в осуществлении реформирования всего учебного и воспитательного процесса в целях превращения академии в центр гуманитарного образования в Вооруженных Силах и включения её в общую систему учебных заведений высшего уровня профессиональной подготовки.
Реформирование осуществлялось на принципах деидеологизации и департизации; гуманитаризации и гуманизации; приоритетности в подготовке офицерских кадров научно-мировоззренческих, психолого-педагогических и культурологических направлений; дифференцированной оценки результатов труда.
Командование, факультеты, кафедры и отделы проделали значительную работу по реформированию учебно-воспитательного процесса в академии. В связи с реализацией принципа деидеологизации и департизации были упразднены кафедры истории КПСС, партийно-политической работы, научного коммунизма, мирового коммунистического и рабочего движения. Кафедра марксистско-ленинской философии стала называться кафедрой философии и религиоведения. Была создана кафедра истории, которая укомплектовывалась за счет преподавателей упраздненных кафедр истории КПСС и мирового коммунистического и рабочего движения.
Учебно-воспитательный процесс в основном направлялся на подготовку помощников (впоследствии заместителей) командиров полков (кораблей) по воспитательной работе; специалистов военно-гуманитарного профиля (политологов, психологов, социологов, журналистов, культурологов и др.) для укомплектования воспитательных органов соединений и объединений; преподавателей гуманитарных дисциплин для военно-учебных заведений.
Реформирование учебного и научного процесса в академии проходило не безболезненно. На морально-психологическом климате в академии отражались противоречивость социально-политической ситуации в стране, распад единых Вооруженных Сил СССР, кризисное состояние общественных наук. Многие опытные, высококвалифицированные преподаватели из-за тяжелых материально-бытовых условий, отсутствия квартир, постоянных задержек с выплатой денежного содержания и по другим обстоятельствам уходили из академии, что влияло на качество учебно-воспитательного процесса.
И все же, несмотря на упомянутые и другие обстоятельства, благодаря энтузиазму, настойчивости командования академии, руководителей кафедральных коллективов, всего профессорско-преподавательского состава трудности переходного периода удалось преодолеть. К концу 1994 г. морально-психологическая ситуация в академии стабилизировалась, а цели реформирования в основном были достигнуты. Большой вклад в решение задач этого периода внесли заместитель начальника академии контр-адмирал И.И. Барсуков, начальники кафедр полковники В.В. Рыбников и Н.Г. Чумичев, начальники отделов А.А. Балаховский и В.П. Суставов и многие другие работники академии.
В целом за относительно небольшой промежуток времени личному составу академии удалось сделать немало. Была налажена подготовка специалистов в соответствии с новыми требованиями. В 1994 г. в академии действовали 6 факультетов: военно-психологический, военно-педагогический, культуры и журналистики, пограничных и внутренних войск, заочного обучения, а также специальное отделение.
В академии были налажены научные исследования в соответствии с требованиями времени. Продолжали действовать советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. За период с 1991 по 1994 г. в советах академии было защищено 31 докторская и 334 кандидатских диссертаций. Несмотря на уход многих высококвалифицированных педагогов, на относительно высоком уровне удалось сохранить научный потенциал кафедр. В 1994 г. в академии вели научно-педагогическую работу 50 докторов и 178 кандидатов наук. Гуманитарная академия занимала достойное место в общей системе военно-учебных заведений Вооруженных Сил России.
20 июня 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ Гуманитарная академия Вооруженных Сил РФ вошла в состав вновь созданного военно-учебного заведения – Военного университета.
Совершенствование военно-юридического образования
Истоки зарождения в Советских Вооруженных Силах системы планомерной подготовки военных юристов восходят к середине 30-х гг. ХХ в. В соответствии с Постановлением ЦИК СССР от 17 июня 1936 г. в составе Всесоюзной правовой академии был образован военно-юридический факультет со сроком обучения 3 года. При факультете действовали шестимесячные курсы усовершенствования военно-юридического состава.
Первым начальником факультета был дивизионный военюрист Я.П. Дмитриев, которого в 1938 г. сменил на этом посту военюрист 2 ранга С.В. Рамазан. За три года работы факультет произвел два выпуска. В 1938 г. его окончили 15, а в 1939 г. – 52 человека.
Однако, как показала практика, ограниченные возможности факультета не могли удовлетворить потребности Вооруженных Сил в высококвалифицированных юристах. Поэтому 5 ноября 1939 г. постановлением СНК СССР военно-юридический факультет при Всесоюзной правовой академии был реорганизован в Военно-юридическую академию РККА, начальником которой был назначен военный юрист 2 ранга С.В. Рамазан. Размещалась академия в г. Москве, на ул. Кирова, д. 41.
Основная задача Военно-юридической академии состояла в подготовке высококвалифицированного военно-юридического состава для РККА, Военно-Морского Флота, войск НКВД и в проведении научно-исследовательской работы в области военного законодательства. В академии устанавливался 4-годичный срок обучения с контингентом слушателей 400 человек. Кроме того, при академии действовали постоянные шестимесячные курсы усовершенствования Военно-юридического состава РККА с контингентом слушателей 100 человек.
В академии было три факультета: основной, военно-морской и заочного обучения; учебный и научно-исследовательский отделы, а также кафедры: уголовного права, судебного права, общеправовых дисциплин, государственного и административного права, марксизма-ленинизма и общевойсковых дисциплин. В академию принимали только членов РКП(б), прослуживших не менее трех лет в органах суда и прокуратуры на должностях начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД. В короткие сроки факультеты и кафедры разработали учебные программы, наладили учебный процесс.
Учебные занятия со слушателями проводили хорошо подготовленные педагоги и научные работники, в их числе академик Н.П. Трайнин, члены-корреспонденты АН СССР С.А. Голунский и М.С. Строгович, профессора С.С. Кравчук, Д.И. Лепендин, доцент В.М. Чхиквадзе, старший научный сотрудник С.С. Студенкин, полковой комиссар И.А. Оплеснин, подполковник А.В. Калинский и др. Профессорско-преподавательский состав академии принимал активное участие в научно-исследовательской работе. В академии проводились научные конференции по различным военно-юридическим вопросам и проблемам, разрабатывались и публиковались учебники и методические пособия для слушателей юстиции. В 1940 г. вышел первый сборник научных статей «Труды Военно-юридической академии Красной Армии». Для подготовки научных работников и преподавателей военно-юридических дисциплин была создана адъюнктура. Одним из первых выпускников адъюнктуры был И.Ф. Побежимов, который впоследствии стал генерал-майором юстиции, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РСФСР, начальником военно-юридического факультета ВПА имени В.И. Ленина.
В годы Великой Отечественной войны основные усилия командования, профессорско-преподавательского состава академии направлялись на подготовку высококвалифицированных военно-юридических кадров для действующей армии, органов военной юстиции и военного управления. Уже в первый день войны на фронт отправилась группа слушателей в количестве 91 человека. А всего за 1941–1942 гг. на фронт в военно-юридические органы и в органы военного управления убыло более 1000 преподавателей, слушателей и адъюнктов академии. В апреле 1942 г. на фронт убыл начальник академии С.В. Рамазан. На его место был назначен бригадвоенюрист И.М. Зарянов.
С ноября 1941 по сентябрь 1943 г. академия находилась в эвакуации в г. Ашхабаде. В сложных условиях, связанных с перебазированием, недостатком помещений для размещения личного состава и проведения занятий, академия продолжала готовить военно-юридические кадры. Учебный процесс был напряженным. Учебные планы и программы перестраивались в соответствии с требованиями военного времени, в обучение и воспитание слушателей внедрялся опыт Великой Отечественной войны.
Новые задачи были поставлены перед академией после возвращения ее из эвакуации в Москву в сентябре 1943 г. Среди обучающихся увеличилось количество слушателей – участников Великой Отечественной войны, награжденных боевыми орденами и медалями. Так, среди слушателей основных факультетов более 50% имели боевой опыт войны, а среди 370 слушателей курсов усовершенствования участников войны было 285, в том числе 199 – награжденных орденами и медалями[1].
В данной связи предъявлялись высокие требования к методическому мастерству, научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Педагогический коллектив академии в основном отвечал этим требованиям. По состоянию на 1 марта 1944 г. более 50% преподавателей имели ученые степени и звания. В академии было 2 члена-корреспондента АН СССР и АН союзных республик, 3 доктора наук, профессора, 17 кандидатов наук, доцентов и 4 ассистента[2]. Многие преподаватели выезжали на стажировку в действующую армию, имели опыт практической работы в органах военной юстиции в боевой обстановке и умело передавали его слушателям.
Всего за годы Великой Отечественной войны основные факультеты академии произвели 7 выпусков и направили в действующую армию 762 человека, а с учетом выпускников краткосрочных курсов – около 4 тысяч высококвалифицированных специалистов юридического профиля. За большой вклад в подготовку военно-юридических кадров и боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны многие работники академии были награждены орденами и медалями. Среди них: Д.М. Генкин, А.А. Герцензон, С.А. Голунский, М.М. Исаев, Б.С. Ошурович, И.С. Перетерский, А.А. Пионтковский, Н.И. Полянский, М.С. Строгович, А.Н. Трайнин, И.П. Трайнин, С.В. Юшков и др.[3]
25 февраля 1945 г. за заслуги в подготовке кадров для фронта, органов военной юстиции и военного управления Президиум Верховного Совета СССР наградил Военно-юридическую академию Красным Знаменем и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР. В первые послевоенные годы начальниками Военно-юридической академии были Т.Д. Мазуренко (август 1945 – январь 1946 г.), генерал-майор юстиции Н.Л. Сухов (1946 – март 1948 г.) и доктор юридических наук, профессор полковник В.М. Чхиквадзе (1948–1953).
Основные усилия командования, профессорско-преподавательского состава в этот период направлялись на перестройку учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы применительно к условиям и запросам мирного времени. Часть профессорско-преподавательского состава и выпускников академии принимала участие в работе международного военного трибунала на Нюрнбергском, Токийском процессах, в расследовании военных преступлений гитлеровцев и изменников Родины на оккупированной советской территории.
По штату мирного времени в академии функционировали сухопутный и военно-морской факультеты, факультет заочного обучения с филиалами в Киеве, Ленинграде и Хабаровске, курсы усовершенствования военно-юридического состава и высшие академические курсы.
На стационарных факультетах обучалось 800 человек, на факультете заочного обучения – 1000 чел. Срок обучения на факультетах составлял 4 года и 6 месяцев, а на курсах – 9 месяцев. Академия имела 16 кафедр, укомплектованных высокоподготовленным профессорско-преподавательским составом, на которых работало 15 докторов наук, профессоров, 44 кандидата наук, доцента. Преподаватели академии принимали активное участие в научных исследованиях. Только за 10 послевоенных лет учеными академии было подготовлено и опубликовано 70 наименований различной военно-юридической литературы. За этот же период было выпущено 17 сборников «Труды Военно-юридической академии».
Военно-юридическая академия занимала достойное место в системе военно-учебных заведений Вооруженных Сил. Она подготовила настоящую плеяду высококвалифицированных юридических работников. Из стен академии вышел известный в стране и за рубежом ученый-юрист академик АН СССР, РАН В.Н. Кудрявцев. Многие выпускники академии стали руководящими работниками органов военной юстиции, плодотворно трудились в Главной военной прокуратуре, Управлении военных трибуналов, Военной коллегии Верховного суда, Управлении делами Министерства обороны. Около 70 выпускников академии стали генералами. В разные годы в академии учились и служили 13 Героев Советского Союза.
В 1953 г. начальником академии был назначен генерал-майор юстиции Г.Н. Пуговкин. В этом же году в связи с сокращением численности Вооруженных Сил и расформированием органов военной юстиции корпусов, дивизий, бригад начался процесс поэтапного сокращения штатной численности постоянного и переменного состава академии, который в конечном итоге завершился ее расформированием. В соответствии с директивой министра обороны СССР 19 мая 1956 г. Военно-юридическая академия, внесшая значительный вклад в подготовку военных юристов, была реорганизована в военно-юридический факультет в составе Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
Начальниками военно-юридического факультета последовательно были генерал-майоры юстиции Г.Н. Пуговкин (1956–1959), И.Ф. Побежимов (1960–1968) и П.И. Сумароков (1968–1974). На факультете было создано четыре кафедры военно-юридических дисциплин: теории и истории государства и государственного права; уголовного права; судебного права и криминалистики; военной администрации и административного права, которые возглавляли доктор юридических наук, профессор полковник А.И. Лепешкин, кандидат юридических наук, доцент полковник Н.В. Васильев, кандидат юридических наук, доцент полковник Л.Н. Гусев, доктор юридических наук, профессор полковник И.Ф. Побежимов.
В 1960 г. в связи с дальнейшим сокращением численности Вооруженных Сил военно-юридический факультет был реорганизован в военно-юридическое отделение при общевойсковом факультете. Уменьшилось количество слушателей. Вместо четырех юридических кафедр была сформирована одна кафедра военно-юридических дисциплин, что негативно отразилось на качестве подготовки выпускников. Однако вскоре военно-юридический факультет был восстановлен. Каждый год органы военной юстиции пополнялись его выпускниками. Только за 1956–1963 гг. на различные военно-юридические должности было назначено 289 офицеров, окончивших военно-юридический факультет, многие из которых впоследствии стали крупными военно-юридическими работниками. Так, выпускники факультета Б.С. Цырлинский, А.А. Долотцев, Ю.Д. Козлов стали членами Верховного суда СССР, а Н.Н. Зарубин, А.С. Зубков, А.М. Мелентьев, А.А. Митрохин и С.И. Туполев – старшими помощниками Главного военного прокурора.
Продолжали совершенствоваться учебные программы военно-юридического факультета. С учетом судебно-следственной специализации выпускников было введено изучение криминологии и судебной психологии, советского строительства, хозяйственного и исправительно-трудового права. Увеличивалось время на изучение юридических дисциплин с 52 до 63%. Больше внимания стало уделяться практической подготовке слушателей путем их участия в заседаниях военных трибуналов в качестве народных заседателей, проведении дознаний, правовой пропаганде и др.
Военно-юридический факультет располагал высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. Слушатели факультета высоко оценивали учебные занятия, которые проводили В.Н. Абрамин, Д.Н. Артамонов, Х.М. Ахметшин, Ф.С. Бражник, Н.В. Васильев, А.С. Кобликов, Н.И. Кузнецов, А.И. Лепешкин, Ф.И. Побежимов, П.И. Романов и многие другие ученые и преподаватели.
В 1974 г. военно-юридический факультет был исключен из штата Военно-политической академии и введен в состав только что созданного Военного института МО. Всего за время работы в составе Военно-политической академии на факультете получили высшее военно-юридическое образование и ускоренную курсовую подготовку более 1500 офицеров. Абсолютное большинство выпускников факультета с самой лучшей стороны проявили себя на практической работе и внесли достойный вклад в обеспечение законности и правопорядка в войсках и укрепление Вооруженных Сил.
После перевода факультета в штат Военного института контингент обучаемых в основном стал курсантским. Он состоял из прапорщиков и мичманов, рядового, сержантского и старшинского состава срочной и сверхсрочной службы, а также гражданской молодежи. С учетом возрастных и психологических особенностей курсантского состава, отсутствия у многих обучаемых достаточного жизненного и войскового опыта были перерабатаны учебные планы и программы, содержание и методика преподавания всех без исключения военно-юридических дисциплин.
Опытный профессорско-преподавательский состав успешно справился с задачей перестройки учебного процесса применительно к новым условиям. Преподаватели стали уделять больше внимания организации самостоятельной подготовки курсантов, проведению воспитательной работы в курсантских подразделениях. К проведению учебных занятий привлекались практические работники и органы военной юстиции и военного управления. Совершенствовалась методика проведения следственной и трибунальной практики, в ходе которой курсантам прививались навыки самостоятельного проведения следственных действий и проверок. Так, во время следственной практики в 1975 г. курсанты самостоятельно расследовали 428 уголовных дел, провели 276 прокурорских проверок и подготовили 254 представления командованию на нарушение закона.
Кроме подготовки курсантов, профессорско-преподавательский состав факультета проводил учебную работу с офицерами-слушателями. С 1977 г. при факультете были организованы курсы по подготовке руководящих военно-юридических кадров. Начиная с 1989 г. факультет приступил к подготовке военно-юридических кадров для военных трибуналов и правовой службы из офицеров-слушателей с высшим образованием (срок обучения – 3 года). В это же время на военно-юридическом факультете была организована подготовка офицеров-слушателей по специальности «Судебная и юрисконсультская работа».
Разностороннюю учебно-воспитательную работу с курсантами и слушателями профессорско-преподавательский состав факультета сочетал с проведением научных исследований. В 70–80–е гг. ученые факультета разработали ряд научных и практических проблем уголовного права и процесса криминологии, криминалистики, международного права, подготовили новые учебники и учебно-методические пособия по юридическим дисциплинам. Многие преподаватели в эти годы повысили свою научную и учебно-методическую квалификацию, стали кандидатами наук, доцентами, а известные в военно-юридических кругах ученые Н.И. Кузнецов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов – докторами наук, профессорами.
В апреле 1993 г. военно-юридический факультет был передан в состав только что созданной Военной академии экономики, финансов и права Вооруженных Сил РФ, начальником которой был назначен генерал-полковник Н.И. Звинчуков. Подготовка военных юристов в Военной академии экономики, финансов и права проходила на фоне сложных, нередко противоречивых социально-политических преобразований, осуществляемых в нашей стране и Вооруженных Силах в начале 90-х гг. ХХ в.
В сложных условиях факультеты и кафедры юридического профиля сосредоточивали основные усилия на повышении качества профессиональной подготовки юристов в соответствии с их должностным предназначением; на совершенствовании методического мастерства преподавателей; изыскании новых, прогрессивных форм и методов обучения и воспитания слушателей; расширении научных исследований; приближении их к запросам учебного процесса и юридической практики в войсках.
Первостепенное внимание уделялось реализации в педагогической деятельности принципов гуманизации и гуманитаризации, деидеологизации и департизации всего учебно-воспитательного процесса. Потребовалось проведение большой работы по внесению существенных коррективов в учебные планы и программы, подготовке новых учебных и методических пособий по всем дисциплинам, особенно военно-юридическим и социально-гуманитарным. Пристального внимания требовала подготовка преподавателей к проведению занятий по новым дисциплинам, впервые включенным в учебную программу: политологии, социологии, основам экономической теории и др.
Преподаватели юридических кафедр принимали участие в экспертной оценке проектов ряда федеральных законов и других важных документов, в том числе Закона «О статусе военнослужащих», новых общевоинских уставов, Государственной программы патриотического воспитания молодежи и др.
20 июня 1994 г. Указом Президента РФ на базе Военной академии экономики, финансов и права и Гуманитарной академии было создано новое военно-учебное заведение – Военный университет. С этого момента подготовка военных юристов стала осуществляться в Военном университете.
Формирование школы военных переводчиков
Начало создания системы военно-филологического образования в СССР относится к 1940 г. В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 февраля 1940 г. при 2-м Московском педагогическом институте иностранных языков (МГПИИЯ) был создан военный факультет по подготовке для Красной Армии специалистов по английскому, немецкому и французскому языкам. Начальником факультета был назначен известный советский военный дипломат кандидат военных наук генерал-майор Н.Н. Биязи.
На факультете устанавливался четырехгодичный срок обучения. Все четыре курса факультета были укомплектованы студентами МГПИИЯ. Позднее на факультете были созданы шестимесячные курсы военных переводчиков и заочное отделение. С началом войны факультет стал называться факультетом западных языков. Он полностью переключился на подготовку военных переводчиков для действующей армии.
Уже в июле 1941 г. был произведен досрочный выпуск, на фронт были направлены 48 хорошо подготовленных переводчиков. Кроме того, по заданию Генштаба Красной Армии преподаватели и слушатели факультета занимались переводом захваченных у противника документов. Только за лето 1941 г. они обработали и перевели более 10 тысяч листов трофейных документов.
В июле 1940 г. было создано еще одно высшее филологическое военно-учебное заведение – военный факультет при Московском институте востоковедения. Начальником факультета был назначен полковник С.Н. Степанов. Факультет готовил офицеров со знанием восточных языков. Сразу были укомплектованы все четыре курса, и уже в 1941 г. были выпущены 10 человек со знанием японского языка. Еще 45 выпускников факультета направлялись в части Красной Армии весной 1942 г.
С осени 1941 г. оба факультета находились в эвакуации: факультет западных языков – в Ставрополе Куйбышевской области, а факультет восточных языков – в Фергане. 12 апреля 1942 г. военные факультеты западных и восточных языков, а также военные курсы иностранных языков (г. Орск) были объединены в единое Высшее военно-учебное заведение – Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯ КА), предназначенный для подготовки военных переводчиков-референтов и преподавателей для высших и средних военно-учебных заведений.
Военный институт иностранных языков дислоцировался в г. Ставрополе Куйбышевской области. В штат института входили факультеты западных и восточных языков, курсы переподготовки и подразделения обеспечения. Срок обучения на факультетах устанавливался 3 года, на курсах переподготовки – 1 год. Начальником Военного института был назначен генерал-майор Н.Н. Биязи. После убытия Н.Н. Биязи на фронт в июле 1942 г. начальником института назначается начальник факультета восточных языков полковник С.Н. Степанов. Общая численность переменного состава института в зависимости от военно-стратегической ситуации и потребностей войск в квалифицированных переводчиках колебалась от 1000 до 1500 человек. Периодически создавались различные курсы переподготовки офицерского состава. Так, в августе 1942 г. в институте было создано отделение по подготовке офицеров-политработников со знанием иностранного языка для органов спецпропаганды. Осуществлялась подготовка специалистов для органов контрразведки.
Обучение слушателей в институте в годы войны осуществлялось непрерывно. Учебных семестров и регулярных выпусков, характерных для мирного времени, не было. В соответствии с указаниями ГШ Красной Армии слушатели небольшими командами отправлялись в действующую армию и в различные органы военного управления. Так, например, в марте 1943 г. институт направил для работы в крупных штабах в качестве переводчиков 103 слушателя, в том числе 73 – в действующую армию и 30 – в центральные учреждения[4].
Большой вклад выпускники института внесли в работу по подрыву морально-психологического состояния немецко-фашистских войск. Они принимали участие в переводе на немецкий язык советского ультиматума окруженной под Сталинградом группировке фельдмаршала Паулюса. Некоторые слушатели после окончания учебы получали назначение в партизанские отряды и, работая там в качестве переводчиков, принимали непосредственное участие в боевых действиях.
Основная нагрузка по подготовке слушателей возлагалась на кафедры иностранных языков: английского, немецкого (с финским и венгерским), романских, скандинавских, славянских, японского, китайского, языков Ближнего и Среднего Востока. Позднее была создана кафедра русского языка и теории русского языка. Факультет западных языков сосредоточивался прежде всего на подготовке переводчиков немецкого языка.
Несмотря на большие материально-бытовые трудности, значительный некомплект преподавательского состава, постоянную перегрузку преподавателей, кафедры успешно справлялись с обучением и воспитанием слушателей. К педагогической работе, наряду со штатным составом кафедр, привлекались многие выдающиеся ученые-лингвисты, в их числе академики В.М. Алексеев, А.П. Баранников, В.В. Виноградов, Н.И. Конрад, Н.С. Державин, Н.С. Козин, И.И. Мещаников, С.П. Обнорский, В.В. Струве, В.Ф. Шишмарки, что благотворно сказывалось на качестве подготовки выпускников[5].
Профессорско-преподавательский состав института готовил учебные пособия и различную методическую литературу для слушателей. В течение короткого времени были подготовлены и изданы «Учебник немецкого языка для военнослужащих Красной Армии», «Немецко-русский военный словарь», «Краткий русско-немецкий военный разговорник», методическое пособие «Техника допроса пленного» и др.
К весне 1944 г. институт возвратился в Москву. Здесь 1 мая 1944 г. за большие заслуги в подготовке военных кадров для Красной Армии институту были вручены Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. С августа 1944 г. институт возглавил возвратившийся с фронта генерал-майор (с ноября 1944 г. – генерал-лейтенант) Н.Н. Биязи. В 1944 г. возобновилось прерванное в первый год войны заочное обучение, а с сентября институт перешел на четырехлетний срок обучения по западным языкам и на пятилетний – по восточным. В связи с подготовкой к войне с милитаристской Японией значительно расширился факультет восточных языков. Так, если в 1942 г. на этом факультете обучалось 36 слушателей, то в 1944 г. – 250.
Продолжалась напряженная работа по подготовке переводчиков на факультете западных языков. Совершенствовалась учебно-материальная база института. В годы Великой Отечественной войны Военный институт иностранных языков достойно выполнил возложенные на него задачи. За время войны были подготовлены и направлены на фронт и в органы военного управления около 4,5 тысячи квалифицированных военных переводчиков и других специалистов. За большой вклад в Победу и подготовку военных кадров для армии и флота более 2600 работников и слушателей Военного института иностранных языков были награждены орденами и медалями.
В послевоенные годы начальниками Военного института иностранных языков были генерал-майор П.Ф. Ратов (1947–1954) и генерал-полковник М.С. Хозин (1954–1956). В этот период в институте были разработаны и осуществлены мероприятия по постепенному переводу учебного процесса на условия мирного времени. Корректировались учебные планы и программы, укреплялась материальная база. Значительно увеличилось количество слушателей на очных и заочных факультетах. Были расформированы краткосрочные курсы ускоренной подготовки переводчиков.
В мае 1945 г. в институте был создан военно-педагогический факультет по подготовке преподавателей иностранных языков для военно-учебных заведений. Произошли изменения в штате института. Число кафедр иностранных языков увеличилось с 9 до 15 (впоследствии до 23). Численность слушателей устанавливалась в 2 850 человек.
Переменный состав института комплектовался в основном за счет участников Великой Отечественной войны. Среди слушателей было 14 Героев Советского Союза, в том числе прославленные женщины-летчицы Р.Е. Аронова, Р.С. Гашева, П.В. Гельман, И.Ф. Меклин-Кравцова и др. Более 900 слушателей за боевые подвиги в годы войны были награждены орденами и медалями. Выпускникам института военных лет, по различным причинам не окончившим полный курс обучения, была предоставлена возможность завершить образование.
В учебном процессе наряду с изучением слушателями иностранных языков большое внимание уделялось овладению военными знаниями, полевой выучке. Слушатели обучались стрельбе из различного оружия, в полевых условиях проводились тактические занятия. Учебный процесс в институте был напряженным. По специальности «Офицер-переводчик», кроме общественных и военных дисциплин, слушатели изучали: основной и второй иностранные языки, историю литературы страны изучаемого языка, общий перевод и военный перевод, а по специальности «Военно-политический работник» – политическую работу среди войск и населения противника, основной и второй иностранные языки[6].
Наряду с подготовкой курсантов и слушателей институт выполнял ряд других сложных и ответственных задач. На протяжении длительного времени осуществлялось научно-методическое руководство преподаванием иностранных языков во всех военно-учебных заведениях Министерства обороны (академиях, военных училищах и институтах), а также в суворовских, нахимовских и других специальных школах и училищах Министерства просвещения[7]. Преподаватели и слушатели института, в совершенстве владеющие иностранными языками, по решению Правительства СССР, Министерства обороны и Генерального штаба постоянно привлекались к выполнению важных специальных заданий как на территории нашей страны, так и за ее пределами.
В институте велась разносторонняя научно-исследовательская работа, были подготовлены десятки учебников, сотни учебных пособий, издавались «Труды Военного института» и «Ученые записки», работала адъюнктура. Ученому совету института было предоставлено право присуждения ученых степеней кандидата педагогических и филологических наук. Только за 1946–1956 гг. институт подготовил 9 докторов наук, 130 адъюнктов и преподавателей института защитили кандидатские диссертации.
По общему признанию, Военный институт иностранных языков был крупным языковым высшим военно-учебным заведением и исследовательским центром Вооруженных Сил СССР в области филологической науки. Здесь сформировался высококвалифицированный коллектив преподавателей. Между тем развернувшиеся в эти годы процессы сокращения численности Вооруженных Сил затронули и Военный институт иностранных языков. Вначале были ликвидированы военно-педагогический факультет, факультет ГПУ СА и ВМФ и специальный факультет, а затем в августе 1956г. был расформирован и сам институт.
Подготовка для Вооруженных Сил специалистов филологического профиля была возложена на созданный в 1958 г. военный факультет иностранных языков при Военно-дипломатической академии. Начальником факультета был назначен генерал-майор Я.Я. Малахов.
Однако, как показала практика, факультет не мог удовлетворить потребности Вооруженных Сил в кадрах филологов и переводчиков. Поэтому в мае 1963 г. Правительством СССР было принято решение о создании на базе военного факультета при Военно-дипломатической академии нового Военного института иностранных языков. Начальником института был назначен Герой Советского Союза генерал-полковник А.М. Андреев.
В институте были созданы: основной факультет (срок обучения – 5 лет); факультет ускоренной подготовки (срок обучения – 2 года); факультет заочного обучения (срок обучения – 5 лет); курсы усовершенствования военных переводчиков (срок обучения – 6 месяцев).
Основной факультет готовил офицеров-переводчиков со знанием двух иностранных языков; факультет ускоренной подготовки и факультет заочного обучения – офицеров-переводчиков со знанием одного иностранного языка. Основной факультет и факультет ускоренной подготовки комплектовались солдатами и сержантами срочной службы и гражданской молодежью со средним образованием. Факультет заочного обучения – офицерским составом.
Кроме факультетов основного, заочного, ускоренной подготовки и курсов усовершенствования переводчиков, в институте создавались курсы по подготовке руководящего состава, направляемого на зарубежную работу, а также курсы по повышению квалификации офицеров запаса.
Учебную работу со слушателями и курсантами вели кафедры марксизма-ленинизма, оперативно-тактической подготовки, страноведения, романских языков, французского языка, германских языков, ближневосточных языков, английского языка и др. Все кафедры были укомплектованы профессорско-преподавательским составом с высокой научной и учебно-методической подготовкой.
Большое внимание уделялось поиску путей улучшения подготовки военных переводчиков-референтов, осмыслению и распространению положительного опыта, внедрению в учебный процесс технических средств обучения. Проводились занятия по военному переводу с использованием топографических карт с нанесенной на них боевой обстановкой.
Совершенствовались содержание и организация научно-исследовательской работы, укреплялся научный потенциал института. В конце 1974 г. научно-педагогическую работу в институте вели 9 докторов наук и 99 кандидатов наук.
Слушатели, курсанты и преподаватели института часто привлекались к выполнению важных государственных заданий. Только в 1971–1974 гг. около 180 человек личного состава института за образцовое выполнение важных государственных заданий были награждены орденами и медалями, в их числе капитаны В.И. Боровик, Г.П. Бубнов, старшие лейтенанты А.И. Батов, В.Н. Чумаченко и др.
13 декабря 1972 г. за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР, Военный институт иностранных языков был награжден Почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. В 1974 г. Военный институт иностранных языков был преобразован в Военный институт МО СССР. Начальниками Военного института МО СССР последовательно были генерал-полковники И.С. Катышкин (1974–1978), М.Т. Танкаев (1978-1988), А.Н. Тюрин (1988–1992), генерал-лейтенант Ю.В. Мишин (1992–1993).
Подготовка военных специалистов филологического профиля в Военном институте МО осуществлялась на факультетах западных и восточных языков, специальной пропаганды, заочного обучения и на курсах переподготовки офицеров-переводчиков запаса.
На факультетах учебно-педагогическую работу со слушателями и курсантами вели кафедры английского, французского, германских, романских, ближневосточных, дальневосточных и китайского языков. Кроме того, имелись кафедры марксизма-ленинизма, истории КПСС, партполитработы, военного страноведения, военной подготовки, языкознания и литературы, физической подготовки и спорта.
В соответствии с потребностями войск постоянно совершенствовалась организационная структура подразделений, осуществляющих подготовку военно-филологических кадров. В январе 1983 г. был образован курсантский факультет иностранных языков, комплектуемый женщинами из числа гражданской молодежи; в 1984 г. – специальный факультет по обучению военнослужащих дружественных нам стран.
Постоянно вносились коррективы в содержание и методику переподготовки кадров на различных курсах. В 1976 г., кроме уже действующих курсов, были созданы одногодичные курсы переводчиков со знанием португальского и персидского языков. Только за 1981 г. переподготовку на курсах прошли более четырехсот переводчиков и политработников-спецпропагандистов из числа офицеров запаса.
Проявлялась забота о повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. В центр внимания были поставлены вопросы овладения преподавателями активными методами обучения, усиления связи теории и практики. На кафедрах ближневосточных, средневосточных и романских языков была разработана и внедрена в практику методика ускоренной подготовки переводчиков, созданы методические материалы по руководству самостоятельной работой слушателей и курсантов.
Преподаватели, слушатели и курсанты, как и прежде, привлекались к самой сложной и напряженной работе в нашей стране и за рубежом. В 80-е гг. многие из них с честью и достоинством выполняли воинский долг в Демократической Республике Афганистан. Только за период с 1980 по 1987 г. за выполнение интернационального долга в Афганистане 167 курсантов, слушателей и преподавателей были удостоены высоких правительственных наград. За мужество и отвагу при выполнении боевых задач более 500 военнослужащих переводческих факультетов были награждены отечественными и зарубежными орденами и медалями. Многие из тех, кто добросовестно, мужественно и храбро выполнял свой воинский долг, пали на полях сражений.
Последний выпуск факультета иностранных языков был осуществлен в 1992 г. В 1993 г. Военный институт прекратил свое существование – входящие в его состав факультеты были переданы в состав только что созданной Военной академии экономики, финансов и права.
Подготовка военных специалистов филологического профиля в Военной академии экономики, финансов и права осуществлялась на факультетах западных языков, восточных языков и зарубежной военной информации. Основное внимание обращалось на повышение качества подготовки переводчиков, совершенствование научной квалификации и методического мастерства преподавателей, изучение прогрессивных форм и методов обучения слушателей и курсантов, расширение научных исследований, усиление их практической направленности.
Факультеты и кафедры первостепенное внимание уделяли реализации в учебно-воспитательном процессе принципов гуманизации и гуманитаризации, деидеологизации и департизации. Особенно активно проводилась эта работа на кафедрах иностранных языков, военного страноведения, иностранных армий, политической истории и др. На принципиально новой основе, в соответствии с требованиями времени создавались учебно-методические материалы, менялась методика преподавания, что положительно отражалось на подготовке слушателей.
20 июня 1994 г. Указом Президента РФ на базе Военной академии экономики, финансов и права и Гуманитарной академии было создано новое военно-учебное заведение – Военный университет. С этого момента подготовка военных филологов стала осуществляться в Военном университете.
От военных капельмейстеров до военных дирижеров
Идея о необходимости подготовки военных капельмейстеров с высшим музыкальным образованием, выдвинутая Н. Римским-Корсаковым и А. Рубинштейном еще во второй половине XIX в., была воплощена в жизнь в конце 20-х гг. XX в. по инициативе видных педагогов Московской государственной консерватории А. Александрова, В. Блажевича и Ю. Тимофеева. Предложенный ими проект организации подготовки военных капельмейстеров был поддержан военным руководством страны.
Приказом РВС СССР № 301 от 1 октября 1928 г. на базе исполнительского факультета Московской государственной консерватории был организован Военно-капельмейстерский класс численностью 15 человек. В 1930 г. этот класс был преобразован в отделение оркестрового факультета консерватории, которое в 1933 г. получило статус Военно-капельмейстерской кафедры. На ее базе в 1935 г. создается Военный факультет Московской государственной консерватории.
Формирование факультета было возложено на инспектора военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии С.А. Чернецкого и директора Московской государственной консерватории Г.Г. Нейгауза. Первым начальником нового вуза стал бригадный комиссар Н.О. Элинсон, а с 1938 г. – бригадный интендант (впоследствии полковник) А.Е. Гутор. На педагогический состав факультета возлагалась задача подготовки высококвалифицированных военных капельмейстеров, являющихся организаторами музыкального дела и руководителями массовой музыкальной самодеятельности в воинских частях.
Плановые занятия начались уже 8 февраля 1936 г. Слушатели изучали как специальные музыкальные дисциплины по программам Московской консерватории, так и дисциплины общевойсковой подготовки в объеме курса пехотных училищ.
В 1938 г. на факультете открылась очная адъюнктура по специальностям «Дирижирование» и «Инструментовка», а позднее – по специальностям «Инструмент военного оркестра», «Теория и история музыки». В целях повышения эффективности учебно-воспитательной и методической работы в 1939/40 учебном году были созданы пять специальных кафедр: дирижирования, инструментовки, инструментов военного оркестра, фортепиано, теории и истории музыки.
Уже первые выпуски воспитанников факультета продемонстрировали возросший уровень подготовки руководителей военных оркестров. Это отмечала Государственная комиссия, в состав которой входили крупнейшие мастера дирижерского искусства Н. Голованов и Н. Аносов.
С 1936 по 1941 г. факультет произвел шесть выпусков профессиональных военных капельмейстеров.
Начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы, и Военный факультет Московской государственной консерватории приступил к подготовке ускоренных выпусков военных капельмейстеров для действующей армии, дислоцируясь в Саратове. В годы войны выпускники вуза не раз проявляли высокий патриотизм и морально-боевые качества. В боях с фашистской Германией участвовали Букреев, Гуляев, Лавриненко, Мещерин, И.Г. Миронович, Н.М. Назаров, Фомин и многие другие военные дирижеры. Многие выпускники пали смертью храбрых на полях сражений. Так, отражая атаку превосходящих сил противника, героически погиб под Сталинградом военный дирижер старший лейтенант А.К. Сироха, за что был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
В 1944 г. Военный факультет Московской государственной консерватории реорганизуется в самостоятельное высшее военно-музыкальное учебное заведение – Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. В августе 1945 г. Высшему училищу было торжественно вручено Боевое Знамя.
С ноября 1946 г. училище носит название Высшее училище военных дирижеров Советской Армии.
В 1950 г. Высшее училище военных дирижеров Советской Армии преобразовывается в Институт военных дирижеров, который просуществовал в этом статусе десять лет.
В 1956 г. в состав Института военных дирижеров влились слушатели Военно-морского факультета при Ленинградской государственной консерватории.
В 1960 г. в связи с сокращением Вооруженных Сил последовало преобразование Института военных дирижеров в Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. № 260 на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского была создана Московская военная консерватория (военный институт).
Распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 473-р Московская военная консерватория (военный институт) реорганизована в Военный институт (военных дирижеров) Военного университета.
Военный институт (военных дирижеров), являясь структурным подразделением Военного университета, готовит офицеров с высшим военно-специальным образованием для Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и Вооруженных Сил иностранных государств по специальности 070105 «Дирижирование (дирижирование военно-духовым оркестром)» со сроком обучения 5 лет.
В настоящее время Военный институт (военных дирижеров) является единственным в мире военно-учебным центром, готовящим военных дирижеров – руководителей военных оркестров и ансамблей песни и пляски с высшим музыкальным образованием для Вооруженных Сил РФ и армий иностранных государств.
Многие выпускники института отмечены почетными званиями народных и заслуженных артистов, имеют государственные награды. Возглавляемые ими оркестры и ансамбли ведут широкую концертно-просветительную работу в нашей стране и за ее пределами.
В числе выпускников института такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как народные артисты СССР К. Иванов и С. Баблоев; народные артисты РСФСР Г. Орвид, Н. Назаров, Н. Сергеев, И. Раевский, Б. Диев, А. Кац, И. Гусман, Р. Вершинин, В. Тарасов, В. Гордеев, В. Иванов, А. Бажалкин; заслуженные деятели искусств РСФСР С. Чернецкий, И. Петров и др.
В институте в разное время преподавали известные всему миру авторитетные специалисты: на кафедре дирижирования – профессора А. Александров, М. Багриновский, А. Гаук, Л. Гинзбург, А. Чугунов; на кафедре инструментовки и чтения партитур – профессора В. Блажевич, Е. Вилковир, Н. Иванов-Радкевич, Г. Калинкович, Б. Кожевников, Д. Рогаль-Левицкий; на кафедре инструментов военных духовых оркестров – профессора М. Иванов, К. Купинский, Г. Орвид, А. Ривчун, С. Розанов, В. Солодуев, М. Табаков, В. Цыбин, А. Штарк, Ю. Ягудин; на кафедре теории и истории музыки – профессора И. Дубовский, С. Евсеев, Л. Мазель, В. Соколов, В. Шебалин.
Высокую оценку качества подготовки специалистов в Военном институте (военных дирижеров) давали крупнейшие отечественные музыкальные деятели, входившие в разные годы в состав Государственной экзаменационной комиссии: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Исаак Дунаевский.
В настоящее время Военный институт (военных дирижеров) Военного университета имеет в своем составе шесть самостоятельных кафедр: военно-дирижерскую; военно-оркестровой службы; инструментовки и чтения партитур; инструментов военных духовых оркестров; теории и истории музыки; кафедру фортепиано. Обучение осуществляется по 39 учебным дисциплинам, период обучения – 5 лет. Научный потенциал вуза составляют 4 доктора наук, 24 кандидата наук, 17 профессоров, 26 доцентов. Свыше 40 человек имеют почетные звания Российской Федерации и стран СНГ. Одним из основных видов учебных занятий в консерватории являются индивидуальные занятия с преподавателем.
Руководство Военного института уделяет постоянное внимание всестороннему удовлетворению материально-бытовых потребностей личного состава, рассматривая улучшение быта как одно из важнейших условий обеспечения качественной учебы курсантов. Существующая материально-техническая и учебная база соответствует требованиям к обеспечению учебного процесса, она включает лабораторию технических средств обучения, читальный зал, библиотеку, компьютерный и видеоклассы, спортивный комплекс, клуб, аудитории для учебных занятий и самостоятельной работы курсантов. Специализированные классы оборудованы фортепиано в количестве: пианино – 95 инструментов, роялей – 48 инструментов. Для проведения занятий при изучении музыкальных учебных дисциплин используются духовые инструменты в количестве 870 единиц и ударные инструменты в количестве 490 единиц.
Для обеспечения учебного процесса института техническими средствами обучения оборудованы: аудио-, видеокласс на 10 посадочных мест, предназначенный для использования курсантами и преподавателями аудио-, видеоматериалов во время плановых занятий, а также в часы самоподготовки; компьютерный класс (21 посадочное место), предназначенный для проведения плановых занятий по музыкальной информатике, а также для занятий курсантов в часы самоподготовки.
Для подготовки и проведения академических концертов, годовых экзаменов по военно-дирижерской кафедре планируется использование концертной сцены клуба в Хамовниках, а по кафедре военно-оркестровой службы, кроме того, и плаца.
На каждом курсе Военного института (военных дирижеров) Военного университета имеется самостоятельный духовой оркестр. Курсанты института – постоянные участники парадов на Красной площади в составе сводного оркестрового полка Московского гарнизона, частые гости на телевидении и радио, участники различных международных конкурсов и фестивалей военных духовых оркестров, проводимых как за рубежом, так и в Москве.
Выпускникам Военного института Военного университета, показавшим высокие результаты в учебе, предоставляется право продолжить обучение в адъюнктуре, цель которой – подготовка научно-педагогических кадров.
Подготовка специалистов военной
финансово-экономической службы
26 октября 1938 г. две роты курсантов Ярославского военно-хозяйственного училища Рабоче-Крестьянской Красной Армии приступили к обучению по программам подготовки помощников начальника финансовой части полка. С этого момента начала отсчет история единственного в стране военно-финансового вуза. С 1 октября 1939 г. две роты были расширены до батальона, а численность курсантов-финансистов была увеличена вдвое. Однако это не решало кадровой проблемы. Некомплект начфинов в войсках продолжал неуклонно возрастать. Поэтому Финансовое управление при НКО СССР вышло с ходатайством о формировании военно-финансового училища. Ходатайство получило поддержку в Правительстве и 6 февраля 1941 г. состоялся приказ Народного комиссара обороны СССР за № 61, которым, в частности, было определено: «В целях улучшения подготовки и использования финансовых кадров Красной Армии… сформировать в 1941 году в г. Харькове Военно-финансовое училище численностью курсантского состава 600 чел., сроком обучения 2 года, начало занятий 1 сентября 1941 года. Успешно окончивших училище представлять к воинскому званию техник-интендант 2 ранга и назначить казначеями воинских частей и учреждений».
Основой, костяком формируемого училища стал командно-преподавательский состав и курсанты батальона финансистов Ярославского интендантского училища, а также научно-педагогические кадры финансовой специальности Военно-хозяйственной (Харьковской) академии Красной Армии.
Начало деятельности училища совпало с напряженным периодом активной подготовки страны и его Красной Армии к грядущей Второй мировой войне. Однако несмотря на объективные трудности училище сумело до начала Великой Отечественной войны подготовить для воинских частей Красной Армии и Военно-морского флота большой отряд военных финансистов. В этот период, несмотря на невероятные трудности начальной организации и становления, было произведено 7 выпусков молодых офицеров-финансистов общим числом 626 чел.
С началом войны выпускники училища и значительная часть преподавателей откомандировывались в финансовые органы воинских частей действующей армии. Но деятельность училища не была свернута. Несмотря на невероятно тяжелые условия жизни и быта курсантов, отсутствие казарменного и учебно-классного фондов для размещения и учебы курсантов, а также учебно-методической литературы, директивы командования по подготовке военных финансистов для действующей армии неуклонно выполнялись в установленные сроки. За годы войны произведено 34 выпуска, воинские части получили 2476 молодых офицеров военно-финансовой специальности.
Воспитанники училища вместе с другими воинами делили тяжелые испытания военных лет. Их уделом был сложный труд в окопах и землянках, в наступлении и обороне, в окружении, под обстрелами и бомбежками. Но они знали, что бой не делит воинов по специальностям, здесь для всех одинакова опасность. Поэтому от каждого требуется предельное напряжение физических и духовных сил, самоотверженность.
Об условиях, в которых приходилось работать офицеру-финансисту действующей армии, начальник финотдела 51-й армии писал: «На протяжении трех с лишним лет рабочим местом для него были собственные колени или краешек стола в землянке… Вся документация, книги учета и деньги всегда находились при нем в полевой сумке».
Многие финансисты в ходе боевых действий были переквалифицированы на должности командиров боевых подразделений действующей армии, с честью, умело командуя подчиненными, выполняли сложные, ответственные боевые задачи. Выпускники предвоенных лет М.А. Самарин, А.И. Крайнов, Г.А. Скляр, Д.И. Воробьев за боевые подвиги удостоены звания Героя Советского Союза, а Ф.П. Красюченко стал полным кавалером солдатского ордена Славы.
О том, что военные финансисты на фронте проявляли себя отважными, смелыми воинами, красноречиво говорят такие цифры: только за 1944-1945 гг. награждены боевыми орденами и медалями 17,5 тысяч офицеров-финансистов.
С начала формирования военно-финансового училища и до 1957 г. вуз осуществил десять переездов из одного города в другой. В октябре 1957 г. в результате очередной реорганизации Военно-финансовое училище оказалось в г. Ярославле. В истории военно-финансового училища начался новый (ярославский) период, продолжительность которого составила 52 года.
Местом постоянной дислокации «кузницы военных финансистов» стал древний военный городок, занимаемый расформировываемым Пехотным училищем имени генерал-лейтенанта Ф.М. Харитонова.
Так как казармы и другие объекты предоставленной территории находились в запущенном состоянии, то было принято решение коренным образом перестроить все здания. А чтобы «разрушить до основания» все старые постройки и на их месте возвести новые, вполне современные, довести военный городок до его нынешнего вида и состояния (можно вполне ответственно утверждать – образцовых), потребовался поистине титанический, напряженный труд, безусловно, совмещенный с не менее напряженной учебой, нескольких поколений курсантов.
Так целеустремленным трудом, без отрыва от учебного процесса, были созданы прекрасные условия для учебы, жизни и быта курсантов XXI в. Это отвечающие современным требованиям и взглядам, оснащенные необходимым оборудованием лекционные залы, учебные аудитории, уютные просторные спальные помещения, столовые, кафе, баня, комбинат бытового обслуживания, спортивный комплекс с разнопрофильными спортивными залами, библиотеки, открытый спортивный комплекс с футбольным полем и спортплощадками по военно-прикладным видам спорта.
В 1961 г. в рамках сокращения военных расходов происходит расформирование Военно-финансового и Военно-интендантского (Калининградского) училищ и объединение их в единое военное заведение – Ярославское военное училище. Однако уже в августе 1964 г. Ярославское военно-финансовое училище вновь было восстановлено. Небезынтересно, что численность финансового (как и интендантского) училища стала самой большой среди вузов Вооруженных Сил. А между тем кадровые потребности все возрастали, и для их решения Ярославскому военно-финансовому училищу несколько лет подряд предписывалось производить дополнительные наборы курсантов по 200-300 человек ежегодно.
В истории становления и развития Ярославского финансово-экономического вуза четко прослеживаются три этапа:
На первом этапе (1938 – 1952 гг.) был заложен фундамент системной методологии подготовки специалистов военно-финансовой службы. Одновременно решались проблемы организационного плана, создания основы полноценного эффективного учебно-воспитательного процесса, позволяющего готовить квалифицированных офицеров-финансистов для замещения должности начальника финансовой службы воинской части типа полк-отдельный батальон (дивизион).
Второй этап (1953 – 1973 гг.) связан со значительным расширением круга и объемов учебных задач (изучаемых дисциплин). В этот период проходило совершенствование организационной структуры училища, радикальное решение вопросов обустройства и материального обеспечения личного состава, создания фондов учебной литературы по предметам военно-специальной подготовки. Училище играет головную роль в Вооружённых Силах в вопросах укомплектования профессионалами-финансистами различных войсковых формирований Министерства обороны СССР и силовых ведомств страны. В этот период разрабатывается значительное количество фундаментальных учебно-методических пособий, регламентирующих порядок финансово-хозяйственной деятельности войсковых (флотских) финансовых органов.
Третий период жизни ввуза (1974 г. – по настоящее время) отмечен стремительным развитием информационных технологий, нарастанием потока ценной научно-прикладной информации, полученной по результатам участия профессорско-преподавательского состава и наиболее подготовленных курсантов в разработке заданных и инициативных научно-исследовательских работ. В этот период усилия института (академии) сосредоточены на достижении эффективного улучшения качества образовательного процесса, подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров, разработки научной и нормативно-методической документации, регламентирующей вопросы совершенствования уровня профессиональной деятельности специалистов военной финансово-экономической службы.
Процесс реформирования Вооруженных Сил в 90-х гг. прошлого столетия непосредственно коснулся и Ярославского военно-финансового вуза. С 1 сентября 1995 г. Высшее военно-финансовое училище переводится на обучение курсантов по новым, пятилетним учебным планам и программам по специальностям: «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит. Банковское дело». Это позволило осуществить радикальные преобразования образовательного процесса. Наряду с совершенствованием качества и уровня фундаментальной подготовки серьезно повышалась практическая, профессиональная составная часть обучения будущих специалистов. Наряду с профильными военно-специальными дисциплинами в учебные планы были включены и такие учебные дисциплины, как менеджмент, маркетинг, рынок ценных бумаг, финансовый менеджмент, эконометрика, инвестиции и т.д., то есть всё, что необходимо знать военному финансисту-экономисту в условиях рыночной экономики.
Увеличение времени на общеэкономическую подготовку не отразилось на политике руководства училища и кафедр – сохранять высокую практическую значимость всех видов обучения, форм и методов работы с курсантами. Был сохранен на прежнем уровне объем времени на практические и групповые занятия, на практику и стажировку, по-прежнему кафедры осуществляли постоянный мониторинг качества работы выпускников в войсках. Освоение новой важной для училища ступени образования потребовало напряженной работы командования, руководства кафедр, всего коллектива училища. Много сил организации этого процесса отдали Ю.И. Федчишин, В.П. Островский, А.Д. Бурыкин, Е.В. Фролов, В.А. Петренко, А.Е. Кальсин, Е.В. Горгола, В.К. Загороднев, А.И. Бугай, Л.Г. Батракова, С.Л. Мельчаков, О.М. Сафонов и др.
По отзывам начальников финансовых органов военных округов и флотов выпускники училища, прошедшие обучение по новым (пятилетним) программам, показывают на практике значительно экономической теории и, что более значимо, – уверенные профессиональные навыки работы по полученной специальности.
Положительно отразилась на образовательном уровне выпускников реорганизация училища в феврале 1999 г. в филиал Военного финансово-экономического университета. Это позволило кафедрам института более эффективно использовать богатую университетскую учебно-методическую литературу и опыт педагогического труда профессорско-преподавательского состава университета. Были пересмотрены учебные планы и программы, обновлен перечень изучаемых курсантами финансово-экономических дисциплин, внедрены новые технологии обучения, совершенствовалась научная работа, повышался научный потенциал и квалификация преподавательского состава, развивалась воспитательная работа, совершенствовалась и улучшалась учебно-методическая база. За указанный период в филиале доля преподавательского состава, имеющего ученые степени и ученые звания, более чем удвоилась.
В целях повышения эффективности подготовки военных специалистов финансово-экономического профиля Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24 апреля 2003 г. № 468 из состава Военного финансово-экономического университета выделен Ярославский военный финансово-экономический институт имени генерала армии А.В. Хрулёва.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 307-р на базе имущественных комплексов Ярославского военного финансово-экономического института и Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации была создана Военная финансово-экономическая академия (г. Ярославль).
« » июля 2009 г. в соответствии с Директивой Генерального штаба Военная финансово-экономическая академия была преобразована в Финансово-экономический Военный институт Военного университета МО РФ.
[1] ЦАМО, ф. 60732, оп. 36356, д. 19, л. 51 об. 52.
[2] ЦАМО, ф. 60732, оп. 36356, д. 19, л. 9 об. 10.
[3] Военный юрист.1945. № 1 (23). С. 11 об.
[4] См.: Военный Краснознамённый институт. 50 лет: Сб. статей. М., 1990. С.12.
[5] См.: Гаврилов М.А. Военные переводчики на фронтах Великой Отечественной войны // Научный альманах. № 1(2). С. 14.
[6] ЦАМО, ф. ВИИЯ, оп. 664534, д.1, л. 2.
[7] ЦАМО, ф. ВИИЯ, оп. 667583, д.1, л. 9–10.