Кафедра педагогики была создана 6 июля 1959 г. как кафедра военно-педагогических и военно-психологических исследований Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Время не простое, совпавшее с преобразованием системы военного образования. В 1953 г. ликвидируется Военно-педагогический институт Советской Армии, преобразовывается в военный факультет Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Краснознаменный институт физической культуры и спорта имени В.И. Ленина. Расформирован в 1957 г. Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина, а вместо него создается военно-педагогический факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина, последний выпуск факультета состоялся в 2002 г. В ее состав было намечено привлечь психологов и педагогов, выпускников адъюнктуры как ВВПИ, так и частично Военно-педагогического института Советской Армии. Ее начальником стал майор (в последующем генерал-майор) Александр Васильевич Барабанщиков, который проработал на этой должности около 30 лет.
История становления и развития кафедры очень тесно связана с именем А.В. Барабанщикова. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 250 научных работ, он является родоначальником военно-педагогической школы. Работы А.В. Барабанщикова переведены и изданы на нескольких иностранных языках. Вместе с ним первыми преподавателями кафедры стали М.И. Дьяченко, Н.Ф. Котов, Н.С. Кравчун, Н.Ф. Феденко. Уже в 1960 г. на кафедру поступил первый адъюнкт В.П. Давыдов, впоследствии доктор педагогических наук, профессор. Для работы со слушателями были созданы специальные кружки по изучению вопросов воспитания и обучения.
В 1960 г. вышла первая монография А.В. Барабанщикова «Вопросы педагогики. Теория обучения советских воинов». С 1960 по 1964 г. профессорско-преподавательский состав кафедры провел ряд научных исследований по проблемам принципов, методов и форм обучения и воспитания воинов. На основе этого материала и лекций, прочитанных преподавателями кафедры, был подготовлен учебник «Военная педагогика».
К 1966 г. были защищены 17 диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. В 1968 г. А.В. Барабанщиков защитил докторскую диссертацию на тему: «Педагогические основы обучения советских воинов».
Непрерывное возрастание учебной нагрузки обусловило изменение в штате кафедры за счет пополнения ее выпускниками адъюнктуры. Первыми на должности преподавателей были назначены А.Д. Глоточкин, В.Г. Демин и В.П. Давыдов. За 60-е гг. преподавателями, после защиты кандидатских диссертаций, стали Б.П. Корочкин, В.Р. Сахаров, И.Д. Ладанов, А.М. Столяренко, В.Т. Юсов, Н.А. Ефименко, А.Т. Кашников, И.Я. Иванов, Б.Ц. Бадмаев, Д.П. Познанский, В.Ф. Студентов, Н.П. Балыков. В течение 70-х гг. кафедра выросла как в количественном, так и в качественном отношении. В составе кафедрального коллектива уже работало 10 доктор наук. В штат кафедры были зачислены В.К. Луценко, В.И. Вдовюк, А.И. Антипов, А.И. Китов, В.И. Варваров, Ю.Г. Сулимов, Э.Н. Коротков, П.Н. Городов, Э.П. Утлик, Ю.Ф. Худолеев, Н.И. Киряшов, Л.Ф. Железняк, А.М. Седов, А.М. Воробьев, Г.А. Давыдов, П.И. Пересько, В.П. Каширин, Н.Е. Бойков, В.С. Максимов, В.В. Сысоев, В.Г. Звягинцев.
В середине 60-х гг. в военную педагогику вошло первое понятие «военно-педагогический процесс», который трактовался, как целеустремленная, организованная и систематическая учебно-воспитательная деятельность всех его участников. Совершенствование этого процесса утверждалось главнейшей функцией военной педагогики. Изучалась его структура, содержание и диалектика развития, закономерности и принципы, методы и формы учебно-воспитательной работы.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 октября 1974 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестаций научных и научно-педагогических кадров» был создан специализированный диссертационный совет, в котором защищались диссертации по направлениям: история и теория педагогики и военной психологии. За время существования специализированного, а затем диссертационного совета по педагогическим наукам защищено более 20 докторских и более 300 кандидатских диссертаций.
К 80-м гг. на кафедре сложилась специфическая концепция, которая оформилась и получила название проблемно-деятельностного обучения, на основе методологических принципов мотивированности, проблемности и целенаправленности деятельности. Данная концепция получила продолжение в исследовании В.Н. Гуляева («Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе»).
В то же время была разработана концепция, представляющая методологию военной педагогики как многоуровневую систему фундаментальных знаний мировоззренческо-ориентирующего и научно-содержательного характера, в которой определялись гносеологический, мировоззренческий, научно-содержательный, логико-гносеологический и научно-методический уровни. Был обоснован методологический принцип личностно-социально-деятельностного подхода к научному анализу военно-педагогических и военно-психологических процессов, явлений.
В 1985 г. на базе кафедры военной педагогики и психологии ВПА им. Ленина приказом МО СССР были созданы две кафедры: кафедра военной педагогики и кафедра военной и социальной психологии.
В последующие годы руководящий и преподавательский состав кафедры менялся. Так, начальниками кафедры последовательно назначались уже воспитанники кафедры: с 1988 по 1991 г. – капитан 1 ранга П.Н. Городов, с 1992 по 1996 г. – полковник Н.Г. Чумичев, с 1997 по 2002 г. – полковник В.Н. Герасимов, с 2002 г. по настоящее время – полковник И.А. Алехин, доктор педагогических наук, профессор.
Заместителями начальника кафедры были: с 1966 по 1985 г. – полковник Н.Ф. Феденко, с 1985 по 1986 г. – полковник В.П. Давыдов, с 1986 по 1987 г. – полковник В.И. Вдовюк, с 1987 по 1989 г. – полковник В.Г. Звягинцев, с 1989 по 1991 г. – полковник Н.Г. Чумичев, с 1991 по 1995 г. – полковник Л.В. Мардахаев, с 1995 по 1997 г. – полковник А.Н. Лыткин, с 1997 по 2002 г. – полковник В.В. Богуславский, с 2003 по 2007 г. – полковник С.В. Тенитилов и с 2007 г. по настоящее время – полковник М.О. Цепин. Сменилось и несколько поколений преподавателей.
В 1999 г. кафедра отметила свое 40-летие. К этому времени на ней были созданы и действовали известные в научном мире педагогические школы по военной педагогике, педагогике высшей военной школы, превентивной педагогике, истории военного образования.
В течение последних десяти лет главной особенностью в деятельности кафедры является теоретическая и практическая реализация нового подхода к воспитанию военнослужащих. Основные положения данного подхода отражены в «Концепции воспитания военнослужащих ВС РФ», в учебниках и учебных пособиях, среди них: «Педагогика» (2002), «Педагогика высшей военной школы» (2001), «Теория и практика воспитания военнослужащих» (2005), «Военная педагогика» (2007), «Социальная педагогика» (2007), «Технология профессионально ориентированного обучения» (2008), «Воспитательная деятельность с детьми, подростками и юношами» (2008) и др.
Одной из основных целей кафедры является выполнение кадрового заказа на подготовку офицеров органов воспитательной работы, а также подготовка научно-педагогических кадров по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей военной школы». Сегодня преподаватели кафедры педагогики проводят занятия на факультетах гуманитарного профиля и с адъюнктами Военного университета по дисциплинам: «Психология и педагогика высшей военной школы», «Технологии профессионально-ориентированного обучения», «Воспитательная работа в Вооруженных Силах», «Теория и практика воспитания военнослужащих», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Педагогические основы воспитательной работы с личным составом подразделения», «Организация и методика ОГП и информирования войск», «Воспитательная деятельность с детьми, подростками и юношами», «Педагогика» и др.
В настоящее время на кафедре созданы предметно-методические комиссии по военной педагогике (председатель – кандидат педагогических наук, доцент, полковник О.Ю. Ананьин) и по педагогике высшей военной школы (председатель – кандидат педагогических наук, доцент, полковник А.А. Лукьянец). По базовым курсам кафедрой подготовлены учебники и учебные пособия, среди них: «Педагогика» (2002), «Педагогика высшей военной школы» (2001), «Теория и практика воспитания военнослужащих» (2005), «Военная педагогика» (2007), «Социальная педагогика» (2007), «Технология профессионально ориентированного обучения» (2008), «Воспитательная деятельность с детьми, подростками и юношами» (2008) и др.
Сегодня в составе кафедры работают доктора наук И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, А.В. Деникин, Т.С. Сливин; кандидат наук, профессор В.В. Богуславский; кандидаты наук, доценты А.А. Лукъянец, Ю.А. Ленев, С.В. Тенитилов, О.Ю. Ананьин, М.О. Цепин; кандидаты наук А.И. Лобач, Е.И. Федак, С.А. Жданов, А.В. Добряков, А.А. Иванов. На кафедре проходят обучение семь адъюнктов очной формы обучения: А.Е. Скрябин, С.В. Захаренко, В.М.Савченко, А.Н Бельский, Е.Г. Гужва, А.Н. Власичев и Б. Жексенбинов (Республика Казахстан). Их диссертационные исследования затрагивают такие стороны педагогической научной деятельности, как формирование нравственных ценностей у офицеров, управление общественным мнением в подразделении, воспитание военнослужащих с учетом принадлежности их к различным молодежным субкультурам, воспитание культуры служебных отношений у курсантов и др. Докторант кафедры С.В. Тенитилов завершает решение научной проблемы, связанной с формированием педагогических идеалов у преподавателей высшей школы. Профессор кафедры Ю.А. Ленев представил на экспертное рассмотрение диссертационное исследование воспитательной системы военно-учебного заведения.
Интересен педагогический опыт ряда преподавателей. Так, полковник И.А. Алехин в своей работе использует опыт воспитательной работы в русской армии XVIII–XIX вв. Полковник А.А. Лукьянец проводит занятия методом решения педагогических задач. Заместитель начальника кафедры полковник М.О. Цепин в работе с адъюнктами постоянно отрабатывает практические навыки подготовки документации учебного процесса.
За последние три года на кафедре педагогики было защищено 7 докторских и 69 кандидатских диссертаций.
По заказу Координационного совета при Президенте РФ профессора кафедры приняли непосредственное участие в разработке Концепции патриотического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил и других силовых структур РФ.
Научные работы, написанные курсантами и слушателями Военного университета под руководством преподавателей кафедры, неоднократно отмечались наградами Министерства обороны и Министерства образования и науки РФ.
В настоящее время сфера деятельности кафедры расширяется. Это обусловлено увеличением числа слушателей на факультете переподготовки и повышения квалификации, а также большим количеством проводимых занятий с иностранными слушателями и курсантами.
Кафедра активно занимается научной деятельностью. На основе уже защищённых диссертаций подготовлены и издаются новые учебники и учебные пособия, ориентированные на дальнейшее развитие современных педагогических технологий; внедрены в учебный процесс электронные учебно-методические комплексы. Все это позволяет говорить о высокой эффективности работы кафедры по всем направлениям.
Здравствуйте!!!
Очень интересуемся книгой В. Н. Герасимова “Превентивная педагогика”.
Однако никак не можем ее найти.
Посоветуйте, пожалуйста, где можно ее найти.
С уважением, Шубникова Екатерина Геннадьевна,
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, канд.пед. наук, доцент
Здравствуйте. Очень интересует информация о первом выпуске Военного педагогического института СА в 1951 г.
С кем можно связаться и как?