Кафедра русского языка Военного университета была создана в далеком 1919 г., когда по указанию агитационно-просветительного отдела при Всероссийском бюро военных комиссаров Политуправление Петроградского военного округа организовало курсы агитаторов и пропагандистов (агитаторские курсы). Программа курсов по циклу общеобразовательных дисциплин предусматривала изучение русского языка. Позднее на базе агитаторских курсов был открыт Учительский институт Петроградского военного округа, одной из задач которого была подготовка для частей округа учителей красноармейских школ грамоты. Институт имел четыре специальных отделения, среди которых было отделение «Учителей красноармейских школ грамоты». В этой работе активное участие принимали и преподаватели русского языка. Затем, в 1920 г., на базе Учительского института им. Н.Г. Толмачева был открыт Красноармейский университет, где также большое внимание уделялось изучению русского языка (стояла задача ликвидировать неграмотность как в стране в целом, так и среди бойцов Красной Армии в частности).
После преобразования Учительского института в Военно-политическую академию была создана предметная комиссия по русскому языку, на базе которой возникла кафедра русского языка. Первой заведующей кафедрой стала Е.И. Иорданская.
После войны кафедру русского языка и литературы возглавил полковник В.Г. Усачев. Затем заведующими кафедрой русского языка в разное время были: кандидат филологических наук, доцент Т.Н. Падзерская; кандидат педагогических наук, доцент Р.К. Козлова.
В феврале 1950 г. при академии был создан специальный факультет, где обучались офицеры иностранных государств, для которых одним из важных предметов был русский язык, поскольку обучение велось на русском языке. Кроме того, в этот период на кафедре русского языка читались и стилистика русского языка для слушателей военно-юридического факультета, и литература (русская, советская, зарубежная) для слушателей военно-педагогического факультета. В июне 1978 г. кафедра русского языка и литературы была переименована в кафедру общенаучных дисциплин, а в 1982 г. вновь стала называться кафедрой русского языка.
За годы своего существования кафедра русского языка внесла значительный вклад в подготовку иностранных военных специалистов, в том числе и адъюнктов.
Большую роль в становлении кафедры сыграли В.П. Барышникова, В.И. Быстрова, Т.М. Григорян, Е.С. Клейменова, Л.И. Ковалева, З.Т. Коломейцева, К.П. Мажорова, Н.И. Масленникова, В.Л. Медынская, Е.М. Саввина, Т.Е. Токарева, Л.Н. Яшина, В.В. Яшкова и др.
С 1989 г. кафедру возглавляет заслуженный работник высшей школы РФ кандидат филологических наук, профессор Т.Е. Токарева. В настоящее время на кафедре преподаются новые дисциплины по русскому языку не только иностранным военным специалистам, но и военнослужащим Российской армии. Под руководством профессора Т.Е. Токаревой существенно изменилась деятельность кафедры: активно ведется научно-исследовательская работа, результаты которой успешно внедряются в образовательный процесс. Научно-методическая школа профессора Т.Е. Токаревой формирует, развивает и совершенствует как учебно-методическую базу кафедры, так и учебно-познавательную деятельность обучаемых всех профилей подготовки. Она направлена на формирование человека общающегося, духовного. Опыт научно-методической школы активно используется кафедрами русского языка военных и гражданских вузов.
Учебные программы и дидактические материалы кафедры способствуют формированию культурно-языковой личности военнослужащего, в том числе ее тезауруса (интеллекта): идей, концептов, ценностно-мировоззренческих установок, без чего не возможна эффективная модель обучения языку.
Кафедра проводит занятия с разными категориями обучаемых (курсанты, слушатели, адъюнкты, стажеры) из ближнего и дальнего зарубежья, а также военнослужащими – носителями языка. Занятия проводятся на пяти факультетах (в том числе и на факультете переподготовки и повышения квалификации), в Институте военных дирижеров и отделении адъюнктуры.
Кафедрой ведутся занятия по 11 учебным дисциплинам, в том числе: «Русский язык. Практический курс» (подготовительный курс), «Русский язык. Основы речевой коммуникации», «Русский язык. Научная речь», «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения», «Основы коммуникативной культуры», «Русский язык и культура речи», «Современный русский язык», «Основы риторики и текстовой деятельности» и т. д.
Главной целевой установкой преподавания разных дисциплин предмета «Русский язык» как иностранным военнослужащим, так и носителям языка является формирование коммуникативной компетенции, которая выступает не только как цель, но и как содержание и средство овладения военной профессией. Знания, навыки и умения, приобретаемые при изучении дисциплин кафедры русского языка, способствуют эффективному овладению военной специальностью: коммуникативная компетенция (и все ее составляющие) является органической частью профессиограммы военнослужащего. Это позволяет ориентировать подготовку выпускников военных вузов на успешную профессиональную деятельность, дальнейшее непрерывное пополнение своих знаний, развитие и совершенствование сформированных коммуникативных навыков и умений в осуществлении речевой коммуникации как инструмента организации служебной деятельности, профессионального роста, управления (на разных должностях) воинским коллективом, т.е. на динамичную профессиональность: «любить и уметь учиться всю жизнь».
Средствами русского языка формируются бережное отношение к языковым традициям, сознательное и уважительное отношение к русскому языку как к национальной духовной ценности, воспитывается культурно-языковая личность, способная использовать языковые идеалы нации в речевом общении, в том числе и в профессиональном.
Читаемые кафедрой учебные дисциплины получают высокую оценку у обучаемых: курсы русского языка не только развивают культуру русской речи, культуру русской речевой (в том числе и профессиональной) коммуникации, но и воспитывают бережное отношение к своему родному слову, культуре, а у иностранных военнослужащих формируют уважительное отношение к России, ее истории, культуре, армии, традициям. Благодаря труду преподавателей кафедры иностранные военнослужащие овладевают русским языком – языком, на котором ведется преподавание в университете, что позволяет им успешно изучать специальные, общегуманитарные и военные науки. Кафедра организует и проводит интересные занятия и учебные экскурсии, которые знакомят иностранных военнослужащих с культурой России, достопримечательностями Москвы, историей Вооруженных Сил. Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучаемых, проводятся индивидуальные и групповые консультации.
С 2007 г. на кафедре функционирует военно-научное общество, в работе которого участвуют курсанты (факультеты № 7, 11) и слушатели (факультет № 11). Члены общества принимают активное участие в научной деятельности: пишут научно-исследовательские работы по дисциплинам кафедры, выступают с докладами на конференциях. В ноябре 2008 г. в Московском государственном областном университете проходила военно-научная конференция «Русский офицер: история и современность», организованная совместно с кафедрой русского языка ВУ. В работе конференции приняли участие курсанты военно-научного общества, а их статьи вошли в сборник конференции.
Кафедра русского языка обладает самостоятельным научно-методическим потенциалом. На ее базе в 2007 г. создана и успешно функционирует учебно-методическая секция УМО по дисциплинам предмета «Русский язык» (русский язык для носителей языка и иностранных военнослужащих из стран СНГ и дальнего зарубежья) Учебно-методического объединения высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям.
Кафедрой систематически проводятся научно-методические «круглые столы», методические чтения, научно-методический семинар по актуальным вопросам лингвистики, речеведения и методики преподавания русского языка разным категориям обучаемых в целях повышения внутривузовской и межвузовской педагогической квалификации преподавателей русского языка военных вузов. Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно принимает участие в межвузовских научно-практических конференциях по проблемам преподавания русского языка, поддерживает тесные связи с ведущими вузами страны: Институтом русского языка им. А.С. Пушкина, РУДН, МГУ, Институтом русского языка им. В.В. Виноградова, МПГУ, МГОУ.
На кафедре уже не первый год функционирует «Школа молодого преподавателя» под руководством профессора В.Л. Медынской. Работа школы носит системный и систематический характер. Молодые преподаватели изучают кафедральную научно-методическую концепцию обучения русскому языку разных категорий военнослужащих– курсантов, слушателей и адъюнктов – иностранных военнослужащих и носителей языка, методическую литературу, выступают с докладами по вопросам теории и практики обучения русскому языку как иностранному и как родному, успешно реализуют перспективные планы профессионального становления. В «Творческой лаборатории педагога» Военного университета молодое поколение проводит пробные занятия, формирует и развивает свое методическое мастерство, профессиональные качества и педагогическую культуру.
В настоящее время на кафедре работают пять кандидатов наук (заведующая кафедрой профессор Т.Е. Токарева, доценты В.Л. Медынская, Л.А. Марченкова, старшие преподаватели Д.И. Арзуманиян, Е.В. Снежко).
Уделяется большое внимание подготовке научно-педагогических кадров: под научным руководством профессора Т.Е. Токаревой успешно защищены 3 кандидатские диссертации (Т.В. Рачеева – «Методика работы над функционально-смысловыми типами речи в научном и публицистическом тексте в военном вузе гуманитарного профиля», Л.П. Биченок – «Обучение военной профессиональной речи, тестовые формы контроля», А.С. Михайлова – «Интегративная методика формирования навыков юридической речи у иностранного контингента, обучающегося в вузах МВД РФ»). В 2008 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию Д.И. Арзуманиян на тему «Обучение студентов-журналистов использованию несобственно прямой речи в художественно-публицистических жанрах (на примере очерка)».
Научная работа кафедры связана с практикой преподавания русского языка. За последние пять лет опубликован ряд учебно-методических пособий. Среди них: «Русский язык. Основы речевой коммуникации. Взаимосвязанное обучение разным видам речевой деятельности» – 2004 г., «Русский язык. Сопроводительный курс грамматики» (вып. 1: «Выражение субъектно-предикатных отношений») – 2005 г., «Русский язык. Сопроводительный курс грамматики» (вып. 2: «Выражение субъектно-объектных отношений») – 2005 г., «Русский язык. Основы речевой коммуникации: научная речь», в 2 ч. – 2006 г., «Русский язык. Основы речевой коммуникации: официально-деловая речь» – 2006 г.; «Русский язык. Основы речевой коммуникации: публицистическая речь», в 3 ч. – 2007 г.; «Русский язык. Основы речевой коммуникации: разговорная речь» – 2007 г.; «Сборник контрольных заданий в форме тестов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» – 2008 г., «Лингвокультурологические блоки речевой подготовки ИВС», ч. 1. – 2008 г., «Сборник коммуникативных задач, таблиц и схем по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» – 2008 г. Авторами этих работ стали Т.Е. Токарева, В.Л. Медынская, Ж.В. Афанасьева, Ю.А. Котарыгина, Е.Г. Федулова. Используемые на кафедре технологии, а также учебники и учебные пособия дают педагогу возможность дифференцировать образовательный процесс с учетом категорий военнослужащих (курсанты – слушатели – адъюнкты), индивидуализировать его, но и он, в свою очередь, требует высокого профессионализма от преподавателя.
Кафедра участвует в конкурсах, проводимых в Военном университете, на лучшие учебники и учебно-методические пособия и на лучшего преподавателя года. Т.Е. Токарева неоднократно награждалась дипломами за подготовку учебно-методических трудов. Одними из лучших преподавателей года по гуманитарному направлению были признаны И.В. Смирнова (2001, 2009), Т.Е. Токарева (2003, 2004, 2006), В.Л. Медынская (2006), Е.Г. Федулова (2008). Активно участвуют в работе кафедры молодые преподаватели. В 2008 г. во внутрикафедральном конкурсе молодых преподавателей «Надежда кафедры» победили М.В. Головня и Е.Н. Платонова.
За плодотворную педагогическую деятельность и большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных офицерских кадров преподаватели кафедры не раз награждались почетными грамотами командования специального факультета, Военного университета и министра обороны РФ, а Т.Е. Токарева, В.Л. Медынская и И.В. Смирнова награждены медалями «За трудовую доблесть».