Герой космоса
(по материалам издательства ВПА)
ЖОЛОБОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 18 июня 1937 г. в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Русский. Член КПСС с 1966 г. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. С 1959 г. в Советской Армии. В 1963 г. зачислен в отряд космонавтов. Заочно окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина в 1974 г. Летчик-космонавт полковник Жолобов успешно осуществил 6.07.76—24.08.76 полет на орбитальной научной станции «Салют-5» и транспортном корабле «Союз-21». После полета командир группы слушателей-космонавтов, инструктор- космонавт Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина. С 1981 г. — в запасе. Живет в Киеве. Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, медалями.
В рыбацком селе Збурьевка, раскинувшемся на берегу лимана километрах в тридцати от Херсона, почти все жили морским промыслом. В роду Жолобовых многие тоже были моряками. Деда Гаврилу, капитана парусника, за веселый нрав и неунывающий характер любила вся деревня. Наверное, Виталию от деда достались веселый характер и умение быстро сходиться с людьми. Отец Виталия Михайловича плавал уже на теплоходах. В Херсоне окончил морской техникум, получил направление на Каспий. Здесь и проработал всю жизнь капитаном Каспийского пароходства, водил танкеры.
Вырос Виталий в Баку. Настоящим праздником для него было, когда отец брал его с собой в море. Случалось даже, попадал в жестокий шторм. Наверное, в эти годы и зародилась любовь к дальним странствиям.
После школы собрался поступать в военно-морское училище. Отец отговаривал, но Виталий все-таки пошел в военкомат проситься. Могучий капитан 2 ранга поднялся из-за стола, оглядел щуплого энтузиаста и придумал какой-то убедительный довод, чтобы не обижать парнишку. Так вот и «не вышел фигурой» в военные моряки.
Решил Виталий поступать на геологоразведочный факультет Азербайджанского индустриального института. Думал: тоже все-таки бродячая жизнь, романтическая профессия. На третьем курсе появилась новая специальность — «автоматика и телемеханика». Всю их группу перевели на это отделение. Здесь и началась дорога, которая привела его в конце концов в космос.
Бродячей жизни не получилось. Сразу после института призвали его в армию. Служил инженером-испытателем в авиационных частях: специалисты по телемеханике нужны были не только в геологии.
12 апреля 1961 года кто-то из друзей позвонил на полевую площадку: «Жолобов, слышишь? Человек в космосе! Наш, советский!» У него даже мороз тогда по коже пошел. И где-то в уголке души робко шевельнулась шальная мысль: «А может и мне попробовать?» И тут же разочарованно подумал: «Говорили ведь, только летчиков берут».
После полета Юрия Гагарина и Германа Титова в печати появились описания корабля «Восток». На стол Виталия Жолобова стопкой легли книги о космосе. В дальнейшем выяснилось, что в отряд космонавтов брали не только летчиков, но и инженеров. Жолобов был в части среди первых, подавших рапорт. Верил в свою звезду. И не ошибся. Медики дали «добро».
Отряд подготовки космонавтов закрутил, как центрифуга. Тренировки принимал всерьез, работал всегда в полную силу. На первых порах приходилось туго. Слишком многое пришлось преодолевать впервые. Новая техника, новые системы, полеты.
После тренировочных полетов понял: летчики не зря свой шоколад едят. Быстро соображать надо, а обстановка меняется еще быстрее — на приборной доске надо уметь одним взглядом все оценить. У инженеров на испытаниях приборов тоже сложно было. Но там есть возможность проанализировать, а здесь самолет несется, ревет.
Первый прыжок с парашютом запомнился на всю жизнь. Инструктор сказал: «Сами не прыгнете, вытолкну». Потом все ребята сознались, что эта угроза оказалась самой действенной. Жолобов быстрее всех в группе научился хорошо прыгать. Уже на третьем или четвертом прыжке, когда летел спиной к земле и кружился, как сухой лист, вспомнил, как инструктор говорил: «Центр тяжести должен быть в пупке, прогнись». Он вытянулся и сразу почувствовал, что летит нормально — лицом вниз. Потом уже ходил сам. проситься на дополнительные прыжки.
В 1974 году Виталий Жолобов был дублером Юрия Артюхина, участника экспедиции на корабле «Салют-3». Уже тогда он зарекомендовал себя как трудолюбивый, увлеченный инженер. Летом этого же года без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов заочно окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.
Все у него шло хорошо. И не думал, что подготовка к полету протянется четырнадцать лет. Наверное» самое трудное в профессии космонавта — ожидание. Но вот и его звездный день наступил. Лететь им вместе с Борисом Волы- новым.
6 июля 1976 года. Космодром Байконур. Проведена последняя проверка работы всех систем космического ;корабля «Союз-21».
«Экипаж к полету готов», — четко докладывает командир корабля полковник Б. В. Волынов! Видно, что. и он, и его товарищ подполковник В. М. Жолобов сильно .волнуются в ожидании заветного, самого главного в их жизни решения.
Вот уже вспыхивает под стартовым «столом» щетка пламенных струй, ракета отталкивает ставшие ей ненужными опорные устройства и, набирая скорость, поднимается в поднебесье.
После стыковки космического транспортного корабля «Союз-21» и научной орбитальной станции «Салют-5» Борис Волыпов и Виталий Жолобов длительное время проводили сложнейшие испытания на борту станции.
После завершения операции по полной расконсервации станции был проведен эксперимент с ручным спектрографом — прибором, позволяющим спектрографировать такие разные по своей яркости объекты, как участок поверхности Солнца и водная гладь Земли. Таким образом была получена ценнейшая для народного хозяйства информация.
В. Жолобов провел съемку различных типов природных образований, встретившихся космонавтам по трассе полета. Он произвел съемку Солнца сквозь земную атмосферу на различных его высотах относительно горизонта. Подобные съемки очень важны для исследования состояния атмосферы.
Видное место в программе полета «Салют-5» занимали биологические эксперименты. Один из них — с аквариумными рыбками. Известно, что рыбы определяют свое положение в пространстве главным образом при помощи вестибулярного аппарата и плавательного пузыря. В невесомости оба эти анализатора бесполезны. Каким же образом будут ориентироваться рыбы в космосе?
Космонавты постоянно проводили киносъемку поведения рыб, их движений. Определили, какую реакцию у рыб вызывает появление светового ориентира — луча фонарика.
На орбитальной станции «Салют-5» проведено значительное количество экспериментов по технологии. В специальном чемоданчике были размещены приборы под общим названием «Физика». Были оборудованы пульт для выполнения всех технологических экспериментов, спасательные контейнеры для возвращения па Землю полученных в космосе образцов.
Целью одного из экспериментов ставилось исследование процессов плавления и затвердевания металла в невесомости. Проводился он следующим образом: В. Жолобов включал в работу прибор «Сфера». Заготовка из легкоплавкого сплава размером с кончик карандаша из «магазина» засыпалась в керамическую трубку. Здесь она нагревалась, плавилась, а затем выталкивалась в лавсановый мешок. Скорость выталкивания и размеры мешка таковы, что к моменту соприкасания со стенкой мешка образовавшийся шарик успевает затвердеть.
Другой технологический эксперимент — «Поток» предусматривал в данном полете изучение поведения жидкости в невесомости. В прозрачном ящике соседствуют две шаровидные емкости, которые соединены между собой капиллярными каналами. В первую емкость налита подкрашенная жидкость. Предполагается, что капиллярный канал станет всасывать жидкость и, словно насос, перегонять ее во вторую емкость. Рассчитано время, за которое произойдет протекание. Если все будет так, как подсказывает теория, значит в космическом пространстве возможно широко применять капиллярные наносы, не имеющие вращающихся частей, не требующие каких-либо затрат электроэнергии.
В одном из многочисленных интервью после полета Вольтов сказал, что каждый из проведенных в ходе полета экспериментов и исследований является новой крупицей в копилке знаний человечества о космосе.
Во время одного из телевизионных сеансов полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов предоставили нам возможность вдоволь полюбоваться панорамой нашей страны, открывающейся с борта орбитальной научной станции. Мы увидели характерные очертания Крымского полуострова, словно собирающегося отплыть в Черное море, квадраты полей Украины, изгибы могучей Волги, горные массивы Урала, глубоководный Байкал, паутину железных и шоссейных дорог, города, поселки.
Космические «пейзажи» — не только красивое зрелище. Это — предмет исследований. В настоящее время уже разработаны методики, которые позволяют с помощью автоматизированных технических систем, электронно-вычислительных машин быстро превращать космические снимки в карты, интересующие специалистов. Таким образом, полет Бориса Волынова и Виталия Жолобова, как и многие другие полеты советских космонавтов, оказал огромную помощь специалистам картографии, что позволит со временем в корне изменить методы составления карт.
Солнце —• самая важная для человечества звезда. От нее зависит вся жизнь на нашей планете. И тем не менее земная наука, несмотря на многовековые наблюдения, пока не может похвастать, что хорошо изучила «нрав» нашего светила: до сих пор многое в поведении Солнца остается загадкой для ученых. Только космонавтика может снять покров таинственности с некоторых солнечных явлений.
На борту станции «Салют-5» Борис Волынов и Виталий Жолобов исследовали за пределами атмосферы инфракрасное излучение Солнца, которое до поверхности нашей планеты добирается в сильно «урезанном» и искаженном виде.
Во время эксперимента, когда Солнце для станции находилось в зените, бортинженер Виталий Жолобов, наблюдая за Солнцем в визирное устройство, управлял телескопом так, чтобы он осматривал не только светило, но и захватывал околосолнечное пространство. Визуальная картина, наблюдаемая космонавтом во время эксперимента, фиксировалась на кинопленку. Это дало возможность ученым Физического института Академии наук СССР, которые задумали этот эксперимент, «привязать» принимаемое инфракрасное излучение к той области светила, где оно рождается. По мере сканирования телескоп принимал инфракрасное излучение, приходящее от чисто космического пространства, потом от верхних разряженных слоев солнечной атмосферы, что помогло в изучении переходной области от солнечной поверхности к разряженной короне.
Кроме того, проведенные в космосе экипажем научной орбитальной станции «Салют-5» исследования инфракрасного излучения Солнца имели большое значение для прояснения проблемы солнечно-земпых связей.
Проведенные космонавтами многочисленные научно-технические, технологические и медико-биологические эксперименты и исследования позволяют более глубоко понять, каким уровнем профессиональных знаний должен обладать экипаж космического корабля для проведения эффективной работы. И, видимо, не случайно срок подготовки бортинженера Жолобова был столь продолжительным.
• Семь недель пробыли в космосе полковник Б. Волынов и подполковник В. Жолобов, настала пора расставаться с научной станцией «Салют-5». Транспортный корабль «Союз 21», доставивший космонавтов на работу в орбитальную лабораторию, теперь, после завершения трудовой вахты, должен был вернуть их на Землю.
Когда разжались захваты, стягивающие станцию и транспортный корабль, включились маленькие двигатели отвода и после легкой встряски «Союз-21» начал медленно отходить от «космического причала». В визирное устройство и на телеэкране было видно, как постепенно уменьшается в размерах и прощально сверкает на солнце крыльями солнечных батарей их красавица станция.
Затем события начали разворачиваться со стремительной скоростью. При подготовке к спуску космонавтам пришлось много поработать, проверить все системы, прежде чем выдать команду на приземление.
…Где-то в небе над Африкой включилась тормозная система, и корабль устремился к земле, туда, где уже ждали многочисленные авиационные и сухопутные отряды службы поиска.
Все дни полета Земля помогала своим посланцам, неотступно следила за их самочувствием, состоянием всех систем станций, транспортного корабля. В различных режимах работы станции командно-измерительные приборы провели свыше шести тысяч сеансов связи. Из космоса было принято и обработано более десяти миллиардов значе^- ний измерительных параметров. И вот теперь — последний аккорд.
Первыми засекают огненный след приземлившегося аппарата радиолокационные станции, за ними экипажи самолетов, барражировавших на заданных высотах в районе посадки, последними услышали космонавтов наземные станции.
— Я — «Байкал», — передает командир корабля полковник Б. Волынов. — Все нормально. Парашютная система сработала хорошо.