С чего начинается Родина. С ошибки в твоём букваре…

21 июня 2007 года состоялась встреча Президента РФ В.В.Путина с участниками конференции преподавателей общественных наук. В числе других вопросов речь вновь, как и в 2003 году во время встречи В.В.Путина с историкамине в Российской государственной библиотеке, зашла о школьных учебниках истории. Несколько лет назад Президент России акцентировал внимание на том, что в этих учебниках «должны излагаться факты истории. Они должны воспитывать молодых людей. Должны воспитывать у них чувство гордости и за свою историю отечественную, и за свою страну». Ныне он незначительно расширил эту тему. В частности, Путин отметил, что «все вновь образовавшиеся на постсоветском пространстве государства гораздо активнее занимаются тем, что развивают гражданско-патриотическую позицию у своего населения в отношении своей страны, там это происходит очень активно, мы этого не делаем». По его словам, учебники истории «должны учитывать законное право каждой страны и народа идентифицировать себя в мире, завоевывать свои позиции в мире».«Если мы сможем это сделать, сказать об общей истории, едином настоящем, перспективах совместного будущего, то у нас будет успех, чтобы ребята не просто знали о жизни своей страны, чтобы видели что-то общее, объединяющее, позитивное, чтобы сохраняли это общее», – подчеркнул Президент.

Высказанные В.В.Путиным мысли и пожелания можно только приветствовать. Но как сделать, чтобы слова воплотились в конкретные дела? Чтобы исторический опыт учил молодое поколение россиян и помнить хорошее, и не забывать плохое, чтобы авторы учебников истории уважали историческую память, а не искажали ее, чтобы материалы учебников по истории Отечества не оскорбляли само Отечество?

Эту поистине сложную и кропотливую работу необходимо начинать с верного изложения фактов истории. Не пытаться «интерпретировать» их, не подлаживать под день сегодняшний, но, основываясь на архивных источниках, прямо говорить о великом и низком, героическом и трагическом в истории нашего Отечества.

Конечно, единую оценку большому массиву учебников и учебных пособий по истории Отечества, вышедших в постсоветский период, дать нельзя. Как неверное ставить знак тождества между добротным авторским или академическим учебником и тем, который, по словам Президента России, является «оскорбительным для нашего народа» и писался под «польку-бабочку».

К сожалению, наши школьные учебники истории, в том числе и базовые, рекомендованные Федеральным агентством по образованию или его предшественниками, пестрят изъянами и, на мой взгляд, существенными ошибками. Обратимся к серии учебников «История государства и народов России» и учебного пособия «История России, ХХ век» для учащихся 6-9-х классов общеобразовательных учреждений. Оговорюсь сразу. Это одни из лучших школьных учебников. Их авторы провели значительную работу по систематизации исторического материала, его обобщению и адаптации к различным возрастным группам учащихся. Однако и они не избежали ошибок, неточностей, конъюнктурных искажений.

Открывает шестиклассник такой учебник истории и читает о Древнерусском государстве: «…В IX веке угроза хазарского завоевания нависла над северо-западными землями. И тогда представители всех племен собрались на вече и решили послать своих послов «за море» к знакомым варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите (приходите) княжить и володети нами».

А вот как описывается это же событие в переведенном на современный язык первоисточнике – «Повести временных лет»:
«В лето 6370 (869). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”…».

Конечно, угроза нашествия хазар и племенные междоусобицы суть не одно и то же, но в данном случае нас интересует в приведенной цитате всего одно слово – наряд, точнее его толкование.

Какой вывод делает подросток, изучив данный раздел школьного учебника? Ответ лежит на поверхности: нашим предкам были органически присущи беспорядок и неспособность к самоорганизации.

Однако летопись говорит совершенно об ином. В ней говорится о том, что у славянских племен именно в тот исторический момент не было наряда, то есть власти, способной прекратить междоусобицы и оградить от набегов врагов. А кроме того описанное в летописи событие (приглашение князя) было типичным для всей европейской истории.

Кстати, авторам учебника следовало бы обратиться к объяснению слова «наряд», данному в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля. Тогда они бы узнали, что оно означает «на ряде», «в голове», в «начальниках». Проще говоря, судить, рядить, править.

Казалось бы, такая ошибка в переводе летописи – пустяк. Однако именно она заявила о себе почти через одиннадцать веков накануне нападения на нашу Родину нацистских агрессоров.

Крупный нацистский чиновник Герберт Баке, занимавший в гитлеровской Германии должность статс-секретаря, а затем и министра Имперского министерства продовольственного снабжения, родился на Кавказе в Батуми, окончил русскую гимназию в Тифлисе и считался в рейхе знатоком «русской души».

Именно он 1 июня 1941 г. составил «12 заповедей» для немецких административных чиновников в оккупированных восточных областях. Восьмая заповедь этого документа гласила: «Русскому импонирует только действие, так как сам он обладает бабьей натурой и сентиментален. “Велика наша страна и обильна, да нет в ней порядка. Приходите володеть нами” – таково изречение русских, относящееся еще к началу их государства и приглашению норманнов. Эта установка проходит красной нитью через всю их историю от монгольского ига, через польское и литовское владычество, автократию царей и господство немцев вплоть до Ленина и Сталина. Русские всегда хотят быть массой, которой правят. Так же подействует на них и вступление немцев. Тогда будет исполнено их желание: “Приходите и правьте нами”. Поэтому у русских не должно возникать впечатление, что вы в чем-то колеблетесь. Вы должны быть людьми действия, которые без всяких дискуссий или долгих бесплодных речей, без всякого философствования дают четкие и ясные распоряжения. Тогда русский охотно будет вашим подданным…».

И если не самые глупые люди немецкой нации поверили в то, что в России и через одиннадцать веков нет порядка и нужно ей силой оружия дать новый – германский порядок, то, что уж говорить о неокрепшем мировоззрении подростка? Так «неточность перевода» летописи превращается в серьезную проблему отечественной истории, бездумно переносимую из одного школьного учебника в другой, вольно или невольно на протяжении нескольких поколений людей закладывающую в сознание мысль об исторической ущербности нашего народа.

Продолжая тему агрессии нацистской Германии против СССР, тему Великой Отечественной войны, обратимся к страницам учебного пособия «История России, ХХ век» для учащихся 9-х классов. Удачно избранная композиция материала, документальные источники позволяют школьнику не только уяснить изучаемый материал, но и проникнуться духом времени. Однако и здесь не обошлось без «ложки дегтя».

Тяжелые первые месяцы войны. Германские войска захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Части и соединения Красной Армии под ударами наступающего противника отходят в глубь страны. В создавшейся обстановке героизм, мужество, жертвенность солдат и командиров Красной Армии соседствуют с растерянностью, трусостью, пораженческими настроениями в той же среде. Подобные состояния хорошо известны всем когда-либо воевавшим армиям. Если не переломить ситуацию, в том числе и жесткими мерами, поражение неминуемо. Именно в подобной оперативно-стратегической обстановке и был подписан Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии №270 от 16 августа 1941 года «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».

Вот как об этом событии повествует учебное пособие: «16 августа, когда советские войска отступали по всему фронту и многие части и соединения попадали в окружение, был подписан приказ Ставки за номером 270. Приказ объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Семьи пленных командиров и политработников подлежали репрессиям, родные же солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны. А ведь в плен попадали по-разному. Чаще всего это были бойцы, получившие тяжелые ранения».

Создается впечатление, что авторы учебника в глаза не видели текста Приказа №270. Значительное место в приказе отведено описанию героизма и мужества защитников Отечества, в том числе и попавших в окружение.

Из приказа мы узнаем о героических действиях заместителя командующего войсками Западного фронта генерал-лейтенанта Болдина и командующего 3-й армией генерал-лейтенанта Кузнецова, комиссара 8-го механизированного корпуса бригадного комиссара Попеля и командира 406-го стрелкового полка полковника Новикова, которые вывели из вражеского окружения красноармейцев и командиров, нанося огромные потери тылам врага.

Но наряду с героизмом и мужеством военнослужащих Красной Армии, оказавшихся во вражеском окружении, приказ отмечает и факты трусости, предательства.

Обратимся к первоисточнику:

«1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.

Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.

2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.

Обязать каждого военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.

3. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности, как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах».

Эти строки даны без купюр. Они – суровая правда войны. Об их жесткости и даже жестокости можно вести научные дискуссии, можно иметь свою точку зрения в отношении положений приказа. Но искажать смысл документа не дано никому. Приказ №270 не объявлял всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. Он предусматривал репрессивные, крайние меры в отношении тех командиров и начальников, а также красноармейцев, которые предпочли сдаться в плен врагу, будучи в полном здравии, даже не пытаясь пробиться к своим войскам или оказать противнику организованное сопротивление.

Иначе трудно понять логику поступков миллионов советских солдат и офицеров, оказавшихся в плену, но не ставших служить врагу. Иначе невозможно осознать и оценить подвиг Мусы Джалиля и Дмитрия Карбышева, Михаила Девятаева и Фёдора Полетаева, которые, попав в плен, остались верны своей Родине, воинскому долгу и были удостоены высокого звания Героев Советского Союза.

Нет, не считала Родина всех без разбора военнопленных предателями и изменниками. В конце войны и после ее завершения из плена вернулось 1.836.592 человека. Как свидетельствуют архивные документы, около 1 миллиона из них было направлено для дальнейшего прохождения службы в частях Красной Армии, 600 тысяч направлены на работу в промышленности в составе рабочих батальонов, остальные, как скомпрометировавшие себя – в лагеря НКВД.

В данном случае речь не идет о мотивах героизма или предательства. Это тема особого разговора. Речь идет об исторических фактах, которые нельзя переиначивать или домысливать. Их надо приводить без искажений и купюр, без поправки на потребу дня.

Я остановился лишь на двух случаях искажения фактов отечественной истории. Этот список можно было бы продолжить:

11 августа 1378 года на берегу реки Вожи великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович нанес поражение полководцу Мамая мурзе Бегичу, однако учебник «История государства и народов России» для шестого класса сообщает школьнику о том, что «Мамай не мог смириться со своим поражением и потерей дани».

В учебнике «История государства и народов России» для седьмого класса из повествования о государственных реформах Петра I «исчезли» военные реформы. А ведь именно они способствовали превращению России в великую державу, способную отстоять свои национальные интересы.

Из учебника «История государства и народов России» для восьмого класса пытливый школьник узнает, что «при переправе через реку Березину Наполеон потерял еще 30 тыс. своих солдат».

Все 30 тысяч утонули? Конечно же, нет. В ходе боев с частями русской армии на переправах через реку Березину 29 тысяч солдат и офицеров французской армии были либо убиты, либо взяты в плен, около 2 тысяч утонули в ледяных водах реки. А ведь скажи эту фразу авторы учебника – и совершенно в ином свете предстает тогда картина величия победы русской армии в последнем сражении Отечественной войны 1812 года и бесславного конца агрессора – французской «Великой армии»…

***

Факты истории требуют очень бережного, осторожного обращения. Достаточно «дискредитировать» прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли мы живем, то ли делаем? Ведь прошлое не исчезает: сохраняясь в настоящем, оно устремляется в будущее вместе с нашими детьми, внуками и… с той историей, которой мы их учим.
Источник: “Фонд стратегической культуры”

02.07.2007 Дмитрий Филипповых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *